Александр Цекало: Если серьёзно относиться к жизни – можно сойти с ума
В ВОСКРЕСЕНЬЕ, 14 августа, в Одессе закончился фестиваль «Большая разница», в котором приняли участие не только россияне и украинцы, но и представители других стран – Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Израиля. Фестиваль шел пять дней в Одесском театре оперы и балета. Как прошло это мероприятие и сколько сложностей на своем пути встретили организаторы – с корреспондентом «Вечерней Москвы» поделился Александр Цекало. [i][b]Мы все в кривом зеркале[/b][/i][b] – Александр, вы второй раз проводите фестиваль пародий «Большая разница». Расскажите, почему именно в Одессе, – там ведь хватает «смешных» мероприятий.[/b] – Мы с удовольствием готовили этот фестиваль. И надеемся, что он будет проходить ежегодно. Но это будет зависеть от тех людей, которые умеют делать пародии. И умение – это не только способности, но и настоящий дар. Людей, обладающих таким даром, безусловно, намного меньше, чем тех, кто просто поет и танцует. Поэтому мы волновались, найдем ли участников для второго и последующих фестивалей. Нашли. Пародистов в стране хватает. Я думаю, что для такой страны, как Россия, чувство юмора, ирония и умение несерьезно относиться к жизни – одно из самых главных качеств. Потому что если серьезно относиться ко всему происходящему, – можно сойти с ума. Не жизнью, а пародированием жизни – вот чем мы все с вами занимаемся. У нас телевидение пародирует телевидение, автомобильная промышленность пародирует автомобильную промышленность, одно правительство пародирует другое правительство и так далее. Все в кривом зеркале. Но именно поэтому мы неунывающая и непобедимая страна. И поэтому с удовольствием делаем передачу и фестиваль «Большая разница», стараясь не понижать качество юмора. Если в прошлом году мы готовили фестиваль четыре месяца, то в этом – восемь. Что касается выбора места… Хотелось, чтобы это был колоритный город. Сначала думали провести в Ялте, но там и так уже много всего. В Одессе же сам Бог велел. Свободный портовый город сохранил традиции прекрасного юмора, такое «государство в государстве». А то, что юмористический фестиваль будет проходить в Оперном театре, мне кажется, это отличное сочетание. Как в детстве – компот из сухофруктов. Но заранее хотим извиниться перед теми, чьи тонкие чувства мы затронули. [b]– Как попасть на ваш фестиваль в качестве участника, какие критерии отбора?[/b] – Мы столкнулись с проблемой. Нам казалось, что все просто поголовно должны повалить толпой в наши объятия. Оказалось, что это не так. Мы позиционируем фестиваль как любительский, и любой человек из народа может приехать к нам на кастинг. Более того, победитель может стать полноценным участником проекта. Но тут произошло следующее: многие начали отказываться, потому что сравнивали себя с участниками передачи «Большая разница», и сравнение было не в их пользу. Они говорили: «Знаете, мы, пожалуй, будем вести свадьбы в своем городе и будем королями своих клубных выступлений, чем позориться на всю страну», и так далее. Выказывали, таким образом, свою неуверенность. Нам пришлось их долго переубеждать. В этом году мы ездили по городам больше, чем в прошлом. Если в прошлом году мы были в Минске, Киеве и в Москве, то сейчас мы доехали до Алма-Аты. Там, к нашему великому изумлению, нашлось огромное количество желающих принять участие и вообще попасть в этот жанр. Мы проделали большую работу и надеемся, что результат устроит всех – как любителей, так и профессионалов. [b]– Неужели никому не удалось проскочить «по знакомству»?[/b] – Блата, чтобы попасть на сцену, не было. Потому что артист остается один на один со зрителем, и никакой блат, если он бездарен, не поможет. Кастинги были серьезные, такие же как и в театральные вузы, в театральные мастерские, на роль в кино. Если кто-то не попал, я призываю не обижаться и не опускать руки. География фестиваля расширяется, в регионах мы находим огромное количество самородков. В этом году в числе участников будут казахи, киргизы, белорусы, украинцы. [i][b]Улыбайтесь, господа![/b][/i] [b]– Случались смешные случаи во время кастинга?[/b] – К нам пришла девушка, которая была абсолютно не похожа на Мэрилин Монро. Но ей почему-то все упорно говорили, что она на нее очень похожа. То ли так своеобразно льстили, то ли кто-то над ней захотел подшутить. Она сама в это свято верила, и у нее было огромное желание попасть в программу. Мы поняли, что если сейчас ей сказать: «Спасибо, мы вам перезвоним», то она продолжит жить в этом заблуждении. Наша миссия – говорить правду людям в глаза. Вот пришел на кастинг парень, который внешне похож на певца Диму Билана, но он не поет. Мы его спросили: «Молодой человек, вы готовы приехать к нам на фестиваль и услышать от компетентного жюри достаточно острую критику в ваш адрес, что вы похожи с Биланом внешне, но вашим голосом только отпугивать людей?» Он ответил, что готов и будет защищать свой образ, и однажды он даже выступал вместо Димы Билана в каком-то клубе, получив за это бурю аплодисментов. И, возвращаясь к этой девушке, мы сказали ей, что она совершенно не похожа на Мэрилин Монро. И ей нужно срочно заняться другим образом. Так она нам ответила: «Спасибо вам большое. Я это чувствовала, но все говорят, что похожа, и меня эти противоречия разрывали пять лет». [b]– Кто входил в жюри?[/b] – Конкурсную программу фестиваля «Большая разница» судят те, на кого актеры делают огромное количество пародий, это известные и уважаемые люди. Помимо Михаила Боярского, был Сергей Безруков. На него участники делали много пародий, но Сергей и сам великолепный пародист. Я думаю, многие помнят, когда он четыре года работал в передаче «Куклы» и озвучивал невероятное количество персонажей. В жюри мы приглашаем не просто известных людей, не просто объекты для пародии, это должны быть люди с хорошим чувством юмора, с самоиронией, что невероятно важно в нашем проекте. Мы умеем смеяться над собой. [i][b]Мужчины – ленивые животные[/b][/i][b] – А сколько девушек-пародисток было на фестивале? И почему женский юмор редко бывает смешным?[/b] – Я не подсчитывал количество участвующих девушек. И уверен, что среди них есть очень талантливые пародистки. Это во-первых. Во-вторых, в целом, во всем мире мужчин на сцене больше, чем женщин. А среди зрителей больше женщин, чем мужчин. Такое соотношение связано с тем, что мужчины более ленивые животные и придумывают себе работу – не настоящую, а такую, чтобы выйти на сцену, что-то спеть и чтобы ему аплодировали и еще платили деньги ([i]смеется[/i]). А женщины, как более сильные, мужественные и ответственные создания, трудятся, на заработанные деньги ходят в зрительный зал и смотрят на своих мужчин. Как говорила Мэрил Стрип, мужчина-актер – это всегда меньше чем мужчина, а женщина-актриса всегда больше чем женщина. [b]– А почему женский юмор несмешной?[/b] – Не всегда. Есть удачные примеры, есть же что-то смешное в женских шутках, не все так безнадежно. Существует версия, что женщина по своей природе всегда хочет быть красивой, а юмор – это то, что заставляет женщину выглядеть нелепо, вызывать улыбку или усмешку. Редко нормальная женщина захочет нелепо выглядеть. А мужчины в комики идут в основном потому, что их дразнили в школе. И, конечно, они некрасивые, пузатые, странные – смешнее, чем женщины во много раз. [b]– Есть ли у вас ограничения по возрасту?[/b] – У нас был случай, одна мама в Казахстане приводит девочку и говорит: «Посмотрите на моего ребенка, ей пять лет, я не знаю, что с ней делать». Девочка взяла микрофон, а он огромный, в половину девочки, она его еле держала двумя руками. И она сделала пародию на певицу Славу. У нас случилась истерика, мы так смеялись, не могли говорить. Спросили у мамы: «Откуда это?» Она сказала, что оставила дочку без присмотра у телевизора, и вот что получилось. Оказалось, что любовь к пародиям свойственна любому возрасту, поэтому у нас нет никаких ограничений. Конечно, кто-то может возмутиться: «Как нам конкурировать с ребенком, который приходит на конкурс и своей непосредственностью заставляет всех просто кататься по полу?» [b][i]Перекупаем, крадем…[/i] – Как решается вопрос с историями, с сюжетами, откуда берутся темы?[/b] – Недостаток сценаристов в этом жанре чувствуется постоянно, потому что жанр необычный. Ищем самородков, которые увлекаются этим с детства, либо пытаемся сотрудничать с актерами, которые на первом курсе очень здорово пошли в этом направлении. Но некоторые театральные актеры к телевидению относятся скептически, и нам, для того чтобы найти такого актера, нужна обратная связь. Этот постоянный поиск, и это достаточно тяжелая работа. Что касается авторов, то это проблема вселенская, потому авторские группы в основном выходят из недр КВН уже лет пятнадцать, если не двадцать. В советское время была целая авторская и редакторская система, но она в одночасье развалилась. Потом просто появились молодые да рьяные, талантливые люди с разнообразным образованием, с даром что-то смешно писать. Поэтому ищем таких постоянно, рыщем, тестируем, перекупаем, крадем ([i]смеется[/i]). [b]– Талантливый артист будет заметен быстро. А как быть пародисту, есть у него шансы стать популярным?[/b] – Артист – это человек, который мечтает о славе, известности, и это нормально, потому что на это он рассчитывает, когда идет «в артисты». Я согласен с вами, что программа «Большая разница» для артиста – это всегда большая трагедия. Артисты снимаются под чьей-то маской, не показывая свое настоящее лицо. Они могут перемерить большое количество масок. И они себе дают отчет, что на улице их могут не узнать. Некоторые артисты, которые виртуозно умеют работать в этом жанре, не хотят идти на наш проект, потому что они понимают, что это сделка с собственной совестью. Вот тут-то мы стараемся сломать этот стереотип, предлагаем им какую-то другую интересную работу. [b]Досье «ВМ»[/b] [i]Александр Цекало. Музыкант, актер, радио- и телеведущий, продюсер. Лауреат премий «Профи», «Звезда», «Овация», «Золотой граммофон. Родился 22 марта 1961 года в Киеве. В 1979 году создал квартет «Шляпа». Окончив в 1985 году Киевское эстрадно-цирковое училище, начал работать в Одесской филармонии. В 1986 году вместе с Лолитой Милявской образовал кабаре-дуэт «Академия», в 1989 перебрался в Москву. В 1996 году Лолита и Александр стали вести программу «Доброе утро, страна!» Ведущий телевизионных программ: «Академия» (ОРТ), «Утренняя почта», «Доброе утро, страна!» (РТР), «Алчность» (НТВ), «Хорошие песни», «Ты – супермодель» (СТС), «Стенка на стенку», «Большая разница», «Прожекторперисхилтон» (Первый канал).[/i]