Автографы новых миров
[b]ЕСТЬ ли общая точка, в которой пересекаются современность и искусство? Как выяснилось на 4-й Московской биеннале, такой глобальный вопрос не поместился в ее формат.[/b]Скажу больше, куратор выставки, австриец Петер Вайбель, вообще заявил, что сегодня творцом, в смысле художником, может быть любой. Диплом в эпоху Интернета ни к чему. Начинай, выдумывай, пробуй, выкладывай.А публика – увидит, оценит и выскажется. И, может быть, ты войдешь в звонкоголосый список очередных участников столичной биеннале.Первое ощущение на первой площадке – в ЦУМе Art Foundation – ты попал в огромную темную игровую комнату, где вдруг начинает кружить над макетом города летающая тарелка. А к этим стенам стоит только приложить ладонь, тепло от нее изменит рисунок и направление линий. Журналисты сразу обжили деревянную горку – единственное место, где удобно трудилось и наблюдалось. Хотя красные работающие таймеры на целой рати серебристых собак-смертниц (индийский художник Т. В. Сантош так увидел проблему терроризма в современном мире) откровенно раздражали. А рядом на стене висели привычные до зубовного скрежета фотографии, вот и пойми-разбери, что тут общее, а что частное. Хотя в полной темноте начинаешь потихоньку адаптироваться, выделять. И вот оно, главное световое панно чешских художников Михаэля Белицкого и Камилы Б. Рихтер – «Сад заблуждения и упадка». Космические человечки-скелеты, среди которых «читаются» лица известных политиков, куда-то бегут, натыкаются на невидимые препятствия, уходят в небытие. Пять баллов! Отличная ссылочка к босховским «Садам земных наслаждений». [i][b]Бюджет 4-й Московской биеннале составил 62 млн рублей, из которых 52 млн выделило Министерство культуры и 10 млн – спонсоры[/b][/i]Кто-то подсказал – напротив стены расположен джойстиккнопка, нажимая на него, можно «выстрелить и убить» кого-нибудь или что-нибудь.И каковы последствия выстрела? Желанный рай? Или в анимированном мире победит все тот же индекс международного фондового рынка?Так, и кто рулит в этом мире – человек или ее величество Всемирная паутина? Да, похоже, остатки оптимизма рассыпаются на глазах.На второй площадке в Центре дизайна АRTPLAY зацепила работа Ольги Киселевой с интригующим названием «Специально для Вас».Действительно, приборчик напоминал тот самый, из кабинета врача-окулиста. Полюбопытствовала, посмотрела, и невидимый для меня висящий большой шар моментально окрасился в цвет моих глаз. Заманчиво заманивают.И даже завлекают. Ох как бы не попасть в одночасье в плен к нанотехнологиям.Ну да ладно. Немного погрустила, посмеялась, помечтала и поняла: сегодня я – зритель – не сторонний наблюдатель, а соавтор.Практически творец современного искусства. Совсем неплохо.4-я Московская биеннале открыта до 30 октября.Первая площадка – ЦУМ Art Foundation (5-й этаж), ул. Петровка, 2 (станция метро «Охотный Ряд»).Вторая площадка – Центр дизайна АRTPLAY. Ул. Нижняя Сыромятническая, 10 (станция метро «Бауманская»).[b]Прямая речьМаксим ПОКРОВСКИЙ:[/b][i]– Очень люблю, когда приносят пиво в красивых бокалах, и обязательно в стекле. Не признаю жести и особенно пластика. Вообще, по-моему, к пиву нужно относиться как к произведению искусства.[/i][b]Петер ВЕЙБЕЛЬ, куратор выставки:[/b][i]– То, что делали предыдущие поколения русских художников – от Кабакова до Монастырского, – было очень кулуарно. Нынешние художники стремятся к публичности.[/i][b]Иосиф БАКШТЕЙН, комиссар выставки:[/b][i]– Современная публика обязана понять это искусство. А если она впервые попала на эдакое зрелище, должна предлагать собственную версию самим себе. Поверьте, подобное интеллектуальное усилие чрезвычайно полезно.[/i]