«Елена» – нет повести печальнее на свете…
[b]…В роскошной квартире женщина с открытым русским лицом (Надежда Маркина) трогательно ухаживает за мужем (Андрей Смирнов). Правда, спят они в разных спальнях и обращается она к мужу почему-то по имени-отчеству. Через пару минут ясно: Елена хоть и жена Владимира, но выполняет функции прислуги-медсестры.[/b]Впрочем, она и взаправду медсестра в прошлом – они познакомились, когда герой лечился. И как многие угасающие мужчины, взял к себе скрасить быт и заодно мужское одиночество.Суровый Владимир, как удачливый бизнесмен, все планирует. Себе – поход в бассейн. Ей – уборку по дому. Ну, еще поездку к непутевому полумаргинальному сыну… Все, кроме собственной смерти…Камера Андрея Звягинцева с почти научным интересом всматривается в этот неспешный благополучный быт новых русских, где все разложено по хай-тековским полочкам и душевным порывам места давно нет. Впрочем, когда на пороге появляется дочь хозяина (Елена Лядова), того прошибает запоздалое родительское раскаяние.Когда Елена узнает, что мужработодатель собирается отписать юной вертихвостке все состояние, в ее душе начинают ворочаться тяжелые, трудные думы. А кто откупит тогда внука от армии?Скромная пожизненная рента ее совсем не устраивает. И свечка, поставленная в храме за здоровье мужа, тому уже не поможет…Звягинцев лаконично рассказывает об очень страшном. О чудовищной деформации нравственности сограждан за последнее десятилетие. О том, что не марсиане гибнут за презренный металл, а наши с вами соседки, которым уже не по кайфу шастать по горящим избам и коней на скаку тормозить. О том, что «буржуазная зараза» давно расцвела пышным цветом в обществе без социального иммунитета, ставящем превыше всего обеспеченность и комфорт. О том, что всякие глупые муки совести остались лишь в книгах Толстого и Достоевского – и то для наивных иностранцев…Впрочем, подсказывают авторы, всегда можно постфактум покаяться: зайти в ту же церковь и поставить свечку – но уже за упокой души… Очень удобно.[b]КстатиАндрей ЗВЯГИНЦЕВ:[/b][i]– Эта история напрямую касается всех нас. Эти превращения, эти изменения человеческого вида – по сути апокалипсис души. Кстати, продюсеры мне предложили сначала сделать фильм именно об апокалипсисе. И вот во что вылилась эта глобальная идея – в частную историю одной семьи.[/i]