Понедельник 24 сентября, 19:09
Дождь + 9°
Ирина Сотникова, жительница пятиэтажки
Фото: Александр Кожохин, "Вечерняя Москва"

Хрущевка на память

Фото: Александр Кожохин, "Вечерняя Москва"
Обсуждение создания в Москве музея хрущевки — снова у всех на устах. Его хотят сделать из пятиэтажки, попавшей в программу реновации. Сейчас в доме еще живут люди.

Жители пятиэтажек, которых с появлением программы реновации стали называть переселенцами, одно время задавали в нетерпении вопросы: ну когда же мы переедем в новые дома? Наконец можно успокоиться — руководитель столичного Департамента градостроительной политики Сергей Левкин очертил временные рамки. Массовое переселение людей из старого жилья в новое начнется только во второй половине 2019-го. Весь текущий год будет посвящен проектированию и строительству.

Это значит, что у культурологов, придумавших музей хрущевки «Черемушки», еще есть время. Раскачать общественность, найти единомышленников, а самое главное — деньги. Как минимум полтора года объект пристального внимания авторов идеи увековечить «советский быт» — первая московская хрущевка, которая находится по адресу: ул. Гримау, 16, — еще простоит. А потом каток программы реновации сотрет ее с лица Земли как морально устаревшую, заставив уступить место современному удобному жилью.

— Идея создать музей родилась два года назад, — рассказывает кандидат культурологии Ирина Глущенко. Вместе с группой единомышленников она обосновала необходимость сохранения памяти о советском быте и хрущевках, появление которых в конце 1950-х стало настоящим прорывом в домостроительстве. Как сказал искусствовед Юрий Волчок, — цивилизационным экспериментом.

— Суть — в сохранении культурного и исторического феномена, — говорит Ирина. — Хрущевка — это квинтэссенция советского быта постсталинской эпохи. Кому-то такое жилье кажется образцом убожества, но одновременно это первое массово доступное советским людям пространство свободы. Его нужно осмыслить и сохранить. Причем очень важно сделать это сейчас, пока в этих домах и дворах еще продолжается повседневная жизнь.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

К слову, впервые во всеуслышание предложение сохранить хрущевку для будущих поколений прозвучало еще восемь лет назад на страницах нашей газеты. В ежедневном номере от 2 апреля 2010 года в материале «Прощание с хрущобой» корреспондент написал: «Возможно, ее (хрущевку на улице Гримау, 16. — «ВМ») или какую-нибудь ей подобную стоит-таки оставить в качестве дома-музея, обставив мебелью в духе эпохи, ведь следующее поколение москвичей без наглядного примера вряд ли сможет представить жизнь и быт ушедшей эпохи». Правда, этим мы тогда и ограничились. А вот Ирина Глущенко и ее команда разработали целую концепцию. Из всех многочисленных «а давайте», она, пожалуй, единственная взвешенная.

— Программа-минимум — занять один подъезд, — уточняет культуролог. — Можно — дом целиком. Но программа-максимум — создание музейного кластера — подъезд — дом — двор. Мы хотим сохранить не только предметы, но и дух времени, передать специфику образа жизни. Но очень важно избежать крайностей: с одной стороны, окарикатуривания «совка», с другой — ностальгии.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Не менее важно (а может, и более!) и то, что сама реализация идеи — дело дорогостоящее. По словам первого заместителя председателя комиссии по развитию инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты России Артема Кирьянова, для того чтобы «заморозить» дом и устроить в нем музей, понадобится не менее пяти миллиардов рублей. Другие эксперты - тот же Юрий Волчок - не столь категоричны в расчетах: все-таки музей хрущевки - это не «Зарядье», баснословных затрат не требует.

— Нас поддерживает музейное сообщество, Министерство культуры. Однако чтобы перейти к реализации замысла, нужно много сделать, — соглашается Глущенко. И если ответ на вопрос: «Где взять деньги?» еще предстоит найти, то все, что касается самого музея — его возможностей, экономической выгоды и наполнения продумано.

— Важно передать культурный опыт следующим поколениям, которые будут воспринимать его как чужой. В этом нет беды, но нужно, чтобы был мостик, позволяющий понять чужое и сделать своим. Экспонаты надеемся собирать у жителей. Мы хотим проследить эволюцию хрущевки. Показать, как менялись отношение к ней людей, обстановка.

По замыслу, в музее будет воссоздана обстановка хрущевских квартир разного времени: от 60-х годов прошлого века, когда в столице начали массово строить новое жилье, и бывшими обитателями тесных коммуналок оно воспринималось огромным, пустым и немым, до дня сегодняшнего, навевающего у кого-то отвращение к хрущобам, у кого-то — романтические воспоминания.

— Музей может стать интерактивной площадкой для спектаклей, экскурсий «с погружением», когда человек сможет посидеть в кресле, полистать старые журналы, послушать пластинки,  — предполагает Ирина Глущенко.

Если проект привлечет внимание общественности, за его обсуждение готова взяться Мосгордума. В прошлом году идея создания музея хрущевки уже обсуждалась в ее стенах. Правда, пока кулуарно.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Герасимов, председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы:

— Хрушевка - это часть нашей истории и нашей жизни. Как знак времени хрущевка , на мой взгляд, должна остаться. Сохранить ее, с моей точки зрения, вполне реально. И в прошлом году я поднимал этот вопрос. Сейчас нужно четко понять, чем наполнить такой музей. Знаю, что есть предложение часть такого музея заполнить живописцев шестидесятников, наших соотечественников. Важно, чтобы люди сами приходили к властям со своими идеями. Общество должно решить - сохранить часть истории или, допустим, на месте старой хрущевки построить новый комфортабельный дом. Должно быть желание москвичей. С серьезными инициативами к нам пока не обращались.

Анна Иванцова, "Вечерняя Москва"
По замыслу, в музее будет воссоздана обстановка хрущевских квартир разного времени

МНЕНИЕ ЗА

То, что дорого сердцу москвича

Колонка политика, директора института актуальной экономики Никиты Исаева

Самым популярным словом прошлого года, по данным Центра творческого развития русского языка, стало слово «реновация». Для Москвы XXI века хрущевки уже стали анахронизмом, как в послевоенные годы таким анахронизмом становились коммунальные квартиры и бараки. Хотя среди москвичей сильна и ностальгия. Но история развивается по спирали, выходя на все более и более высокий уровень. И проект реновации также сейчас необходим Москве будущего, как и послевоенной стране прошлого века был нужен проект переселения из коммуналок в хрущевки.

Проект реновации сегодня — своего рода экономический прорыв, связанный с повышением качества жизни и социальными гарантиями. Но хрущевки как один из ключевых этапов в истории нашей страны не могут просто уйти в небытие. Более того, именно хрущевки стали полноценными героями книг и фильмов, в таких квартирах жили и творили многие знаменитые люди. А отдельные из этих зданий представляют ценность с исторической и архитектурной точки зрения, как, например, конструктивистские, экспериментальные панельные и блочные дома.

Отсюда и взялась идея создания музея хрущевки, которая даже обсуждалась в Мосгордуме. Один из вариантов — воссоздать в одной из квартир интерьер и атмосферу квартир известных москвичей, которые жили в хрущевках: Георгий Вицин, Владимир Высоцкий, братья Стругацкие.

Первые хрущевки появились в Москве в конце 50-х годов в районе Черемушек, и в среднем на строительство одного дома уходило не более 45–50 дней. Как справедливо сказано в фильме «Покровские ворота», для советских людей это стало новым этапом в понимании качества жизни — отдельные, пусть и маленькие кухни, ощущение собственного пространства, возможность обустроить жилье под свои вкусы. Хрущевки — это Москва, память о которой должна остаться, Москва Галича и Евтушенко, Окуджавы и Рождественского, Москва, которая «слезам не верит». Та Москва, кусочек которой должен остаться навсегда, потому что он дорог нашему сердцу. Почему нет? Ведь музеи жизни и быта тех или иных периодов истории не редкость и в России, и в мире. Хрущевки — уникальный период истории и градостроительства в нашей стране, безусловно, заслуживающий такой памяти. Никто не предлагает продолжать жить в музейных интерьерах. Поэтому хрущевки, как уважаемые пенсионеры, вполне заслужили отдых, а москвичи — жизнь в современном жилье.

МНЕНИЕ ПРОТИВ

Романтики детства маловато будет

Колонка москвоведа Филиппа Смирнова

Сохранить хрущевку можно лишь как образец знаний об архитектуре модернизма. Но я против называния этого объекта музеем. Хрущевки случились благодаря обещанию Хрущева сделать жилье доступным к 2000 году. Но это несбывшиеся обещания. Получается, мы говорим о памятнике пшику.

Кроме того, я категорически против мифологизации советского периода. Это упивание псевдоностальгией. Потому что никто не ностальгирует в реальности по трудностям Советского Союза. По встроенным в стены трубам, низким потолкам, узким комнаткам с адской слышимостью, по ванне, в которой можно только сидеть. Человек в этой ванне выглядит унизительно. Этому нельзя поставить памятник. Я себе слабо представляю, что по хрущобам можно ностальгировать.

Сама по себе хрущевка как идея, в принципе, была нормальной. Как временное жилье, в котором людям нужно было дожить до коммунизма. Зато потом у всех будут квартиры достойного качества.

Убежден в том, что недостаточной развитостью ряда людей в ряде районов мы обязаны в том числе хрущевкам. Например, в хрущевке сложно разместить пианино, а значит, там трудно заниматься музыкой. Некоторые жители хрущевок предпочли сидеть на кортах и плевать в кружок шелухой от семечек. Поэтому сделать музей антиэстетики, деградации или коммунистической идеи мне кажется невозможным. Повторюсь, само по себе здание можно оставить, для того чтобы потомки видели, в каком ужасе жили люди. С другой стороны, исторической дистанции для того, чтобы восхищаться, недостаточно.

На мой взгляд, для того чтобы зафиксировать идею, достаточно просто все отфотографировать, составить большой архив и выставить стенд в любом музее. А инициаторы создания музея хрущевки попросту романтизируют свое детство. Потому что когда-то на улице Синичкина или в Черемушках росли пышные кусты сирени, в мае они пахли, кто-то где-то бряцал на гитаре, родители водили их в школу за ручку. Все эти воспоминания из детства приятны любому человеку. Но как 30-летние «жигули» не являются памятником автомобильного искусства, так и хрущевки не являются предметом музеефикации. Любой музей должен быть про что-то. Про что музей хрущевок? Какую идею он несет? Что ценного для народа он несет, кроме воспоминаний о детстве? Когда это будет понятно, тогда можно будет разговаривать о создании музея хрущевки серьезно. А пока это толчение воды в ступе.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Ирина Сотникова, жительница пятиэтажки
Фото: Александр Кожохин, "Вечерняя Москва"
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Чат прямого эфира на
главной Вечерки!

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER