Понедельник 24 сентября, 19:09
Дождь + 9°
Французская певица Мирей Матье, прибывшая в Москву для участия в международном военно-музыкальном фестивале "Спасская башня", и фотограф Сергей Лидов после пресс-конференции

Сергей Лидов: Мастерство фотографа следует возрождать

Фото: Владимир Песня / РИА Новости
Президент Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России Сергей Лидов, много лет проработавший в журнале "Советский Союз", готовит грандиозную выставку, рассказывающую в фотографиях об истории нашей страны.

- Как вы сами пришли в профессию?

- Я прошел школу фотографии буквально с самых истоков. Бросил Губкинский институт, не захотел становиться нефтяником. Первое фото я опубликовал в "Московской правде". А потом долгие годы работал в журнале "Советский Союз", основная цель которого была - показать красоту и мощь страны за рубежом. Это простое название ему, кстати, присвоил сам Сталин. Попал я в этот журнал в возрасте 20 лет. Мне посчастливилось перенимать опыт у ведущих мастеров - Якова Халипа, Анатолия Гаранина, Льва Устинова, Владимира Мусаэляна, Дмитрия Донского. Я много снимал спорт, разные города, в свободное время любил работать в театре и галереях - к искусству любовь привила бабушка. С появлением цифровых технологий, конечно же, не без сожалений пришлось оставить пленку и следовать веяниям времени.

- Что отличало фотографов того времени?

- Высочайший профессионализм. Фотограф должен был суметь раскрыть практически любую тему. Например, многие темы в советской прессе раскрывались именно посредством фотоочерков. Так в этом жанре можно было отразить даже сложные экономические процессы. Я лично снимал фотоочерк об экологических проблемах Азовского моря. Нужно было уделить внимание ключевым моментам, главный из которых – загрязнение, показать динамику.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра Этот кадр, запечатлевший выступление чемпионов мира по фигурному катанию Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, сделал 15 сентября 1970 года знаменитый отечественный фотограф Сергей Лидов

- Интересно ли сейчас людям мастерство фотографа?

- Мне вспоминаются времена, когда в "Манеже" проходила фотовыставка портретиста Василия Малышева, очередь на которую трижды огибала здание. Интерес публики был огромный. Да, я согласен, тогда не было телевизора, Интернета, сфер, вытесняющих фото. Поэтому даже любительская фотография процветала на профессиональном уровне. Сейчас же у людей есть смартфоны, остается лишь нажать кнопку и получится заветная карточка. Вроде бы и радость для профессионала. И, в то же время, беда. Нажимаешь бездумно, кажется, что получается. А на самом деле истинной школы фотографии сегодня, по сути своей, нет. Зато, конечно, действует масса псевдокурсов.

- Как с этим быть?

- Хочется привлечь коллег и возродить образование, различные курсы повышения квалификации. В СССР было множество таких курсов, на них преподавали педагоги с журфака МГУ, из ВГИКА. Я сам лично принял участие в открытии кафедры фотографии в МФЮА при активной поддержке ректора Алексея Забелина. У меня есть еще очень много идей. Например, хотелось бы увидеть в школах урок фотографии, как альтернативу рисованию (кстати, эту идею поддержал в свое время бывший тогда министром образования России Андрей Фурсенко).

- Какие конкретные планы по возрождению искусства фотографии у вас уже есть?

- Учитывая, что я отснял 41 километр пленки и бессчетные миллионы цифровых кадров, и при этом не делал масштабных выставок, хочу лишь того, чтобы люди оценили по достоинству фотографию. И я говорю не только о собственном творчестве. Чаще всего у нас почему-то выставляют снимки иностранных фотографов. А ведь в СССР было множество фотографов высочайшего класса, их работы имели мировое значение. И многие из них до сих пор живы и работают! Но у людей нет достаточного количества информации и они про них попросту не знают. Поэтому сейчас я готовлю собственную авторскую выставку, которая должна стать настоящим праздником фотографии. Кроме того, в идеале хочется в Москве открыть музей фотографии, где в снимках была бы отражена история всей страны. Я уверен, что сегодня нам это по-настоящему нужно. Кстати, первым на инициативу откликнулся мэр Сочи Анатолий Пахомов, пообещавший на ежегодном всероссийском фестивале журналистов открыть небольшой музей спортивной фотографии в Олимпийском комплексе. Надеюсь, аналогичную экспозицию удастся организовать и в столице. Также очень хотелось бы возродить Русское фотографическое общество, работавшее с 1894 по 1930 год. В этом вопросе я нашел поддержку у премьер-министра страны Дмитрия Медведева, прекрасного фотографа, обладателя национальной премии "Золотой глаз России".

СПРАВКА "ВМ"

Сергей Лидов родился 27 сентября 1945 года в городе Кокчетав (ныне Кокшетау, Казахстан). Является профессиональным фотографом и академиком фотографии, лауреатом множественных премий и наград. Лидов - автор 9 альбомов и участник более 200 выставок в стране и за рубежом.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Чат прямого эфира на
главной Вечерки!

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER