Сергей Колесников: Наша жизнь - большая комедия, даже когда это «Бабий бунт»
В интервью корреспонденту «ВМ» он рассказал о тех, с кем он играл и играет на театральной сцене.
– Сергей Валентинович, как вы оказались в этой чудесной компании под названием "Бабий бунт в нашем колхозе"?
– Позвонили и позвали. Ничуть об этом не жалею. Даже наоборот. Удивлен, что спектакль так полюбился публике.
- Чем же вызвано удивление: команда хорошая, драматургия – великая. Ведь пьеса поставлена по мотивам рассказов Михаила Шолохова.
- Необычный сплав: фольклорный коллектив театра "Русская песня" и драматические актеры. Постановка спектакля "Бабий бунт в нашем колхозе" – это был серьезный риск. Но искусство без этого невозможно. Как правило, без риска и дерзости получается старо, скучно. А наш спектакль вызывает искру. Сужу по реакции совершенно разношерстной публики.
-Можно ли назвать театр "Русская песня" новаторским?
- Если говорить о нашей стране, то "Русская песня" - стопроцентно новый театр. Думаю, что и в других странах вряд ли есть аналогичный театр, совмещающий и народное искусство, и музыкальное, и хореографическое, и драматическое. Как правило, эти составляющие редко совместимы. У каждого жанра – отдельная дорога, и переплести их в такую "косичку", которая не была бы искусственной, нелепой, - это сложно. Часто такое бывает, что какие-то народные коллективы начинают говорить, играть, как в драматическом театре. А у профессионалов это вызывает неприятие. Или же когда драматические актеры начинают что-то танцевать, не в своем характере, а просто типа профессионально, как-то петь. Это тоже вызывает чувство неловкости.
- Расскажите, пожалуйста, о своем герое?
- Мой Захар - несколько повествовательный образ. Я его сравниваю с великим актером Московского Художественного театра Василием Качаловым, который спускался в зрительный зал со сцены и от автора рассказывал публике, о чем спектакль, комментировал его. Тогда для нашего театра это было новшество. Короче говоря, мой Захар - рассказчик. Но он не сторонний наблюдатель. У Захара есть любовная линия с героиней Ольги Волковой - Семеновной.
- Ольга Волкова - первая комедиантка сцены. А за вашими широкими плечами больше роли серьезных героев? Какие у вас взаимоотношения с комедией?
- Обожаю комедию. Наша жизнь, на мой взгляд, - большая комедия. В спектакле "Бабий бунт в конце нашем колхозе" - тоже комедия, если не считать некоторых трагических моментов истории. Поскольку наш народ все выдержал, победил, то мы не драматизируем страдания.
- С Надеждой Бабкиной, которая еще и худрук театра, не сложно было работать?
- Надежда Георгиевна очень простая, открытая. На сцене она просто артистка, которая выкладывается полностью. Когда видишь, что твой партнер работает на сцене как артист, забываешь, что это руководитель театра, да еще и депутат. Истина - на сцене.
- В Московском Художественном Театре вы со многими великими актерами играли. Кто для вас был самый -самый?
- Конечно, Смоктуновский, Евстигнеев, Невинный, Мягков, Олег Ефремов.
- Московский Художественный театр продолжает отмечать 90-летие Олега Николаевича Ефремова. Объясните, пожалуйста, в чем его феноменальность?
- Можно сказать много слов и эпитетов: харизма, талант и так далее. Но я бы назвал Ефремова "Дон Кихотом театра". Он был продолжателем, наследником, актером Станиславского. Константин Сергеевич однажды собрал всех народных артистов, орденоносцев, и заставил их клясться в верности театру. Некоторые подумали, что он сошел с ума ведь там были народные артисты, очень зрелые люди, которые и так всю жизнь служили сцене: какие еще клятвы? Но Станиславский говорил о том, что "театр требует верности и служения". Станиславский первым готов был умереть за театр. Олег Николаевич Ефремов тоже требовал от артистов верности и готов был на все ради процветания Московского Художественного театра.
- Тем не менее, произошло деление театра на два: МХТ имени Чехова и МХАТ имени Горького. Вы работали вместе с Татьяной Дорониной, можете о ней рассказать?
- Это великая женщина. Ее невозможно сломать, победить, унизить. Хотя в душе она - нежная, легко ранимая, заботливая. Однако судьба поставила ее в такие обстоятельства, что ей ничего не осталось, как принять вызов: раздел Московского Художественного театра, и она приняла его. Во многом, конечно, на беду себе, своим нервам, своему здоровью. Но она осталась верна своим идеалам и принципам.
- То есть Доронина - «Дон Кихот в юбке»?
- Может быть, она - Дульсинея, о которой мечтал Дон Кихот. Дон Кихотом театра все-таки был Олег Ефремов.
- Вот много снимаетесь в кино, и сейчас на Первом канале премьера с вами участием. Когда все успеваете?
- Не так много, как хотелось бы сниматься. Кино я очень люблю. Мой сын - Иван Колесников, к счастью, больше снимается. Видели его в фильме"Движение вверх"?
- Красивый, талантливый молодой человек.
- Красота для мужчины значения не имеет. О мужской красоте можно говорить, когда мужчина - не юноша. Красивый человек, на мой взгляд, Олег Стриженов. Жерар Филипп был красивый. Да, он рано умер, но он все равно остался бы красивым. Он был по-чеховски прекрасным человеком.
- А Ефремов красивый?
- Олег Николаевич был очень красивый на сцене, когда он играл или ставил. Вдохновение окрыляет всех, а гениев особенно.
- А самая красивая актриса?
- Не буду оригинален - Настя Вертинская. Ее красота была истинной, абсолютной. Поверьте, это очень редкий случай, когда красота без споров и без вопросов.