Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Дмитрий Жемчужников: Ловлю парусами встречный ветер

Общество
Дмитрий Жемчужников: Ловлю парусами встречный ветер
Верной дорогой пошел я, товарищи! Дмитрий Жемчужников ни разу не пожалел, что стал учителем. / Фото: «Вечерняя Москва»

Под руководством Дмитрия Жемчужникова школяры учатся стрелять по зайцам и мстить за хомячков.

Дмитрий Григорьевич, обычно дауншифтеры — те, кто хочет и может себе позволить отдохнуть от офисной рутины — ударяются во фриланс или уезжают в Гоа. Почему же вы избрали тернистую учительскую стезю, где нервничать приходится побольше, чем на любом совете директоров?

— Очень просто. 23 августа 2007 года у меня родился младший сын. А старшему через неделю предстояло идти в первый класс. И так совпало, что мне как раз предложили работать в школе. Я понял, что хочу проводить со своим ребенком больше времени. Жалею, что не сделал этого раньше.

Сколько потеряли в деньгах?

— Раз в семь-восемь. Тогда зарплаты были смешными, тысяч 20. Но я подрабатывал программированием.

А этот прекрасный компьютерный класс тогда уже был?

— Стояло полдюжины радиоактивных «гробов»-мони торов, каждый раз половину компьютеров было невозможно запустить. Ну что же, когда всего вдосталь, это даже неинтересно. Я же менеджер, а управление — всегда работа на ограниченных ресурсах. Компьютер не тянет Microsoft Visual? Прекрасно, я стал учить программировать на JavaScript, которому ресурсов не нужно. А сам потихоньку обновлял технику.

Ремонтировал, что-то приносил из дома, что-то подкидывали друзья. Года через три я смог вздохнуть, отложить паяльник и сказать: теперь мы можем делать, что хотим. И тут начались инвестиции в образовательный процесс...

Сейчас у нас два кабинета информатики (в одном проводятся интегрированные уроки), класс для начальной школы, оборудованный макбуками, ноутбуки для учителей, интерактивные доски.

Каково было работать без опыта?

— Первые полгода выезжал только за счет энтузиазма и, наверное, харизмы — опять же чисто менеджерских качеств. Уроков запорол массу. Постепенно начал понимать, что детям надо не стесняться повторять одно и то же по три и по четыре раза, а если надо, то и по четырнадцать. Не надо надеяться, что они будут заниматься самостоятельно: это превратится в списывание.

Я если и даю домашние задания, то в виде творческих проектов. Причем по три-четыре варианта на класс. Одно — для ребят с абстрактным мышлением, другое — для зубрил.

Одному — придумать сюжет для игры, другому — подобрать картинки из Интернета и сделать презентацию, но так, чтобы использовать те инструменты, которые изучаются на уроке.

А потом пришел к своей методике. Что в компьютере дороже всего детям? Игры! Почему бы каждому ученику не написать собственную игру? Обязательное условие — чтобы было много движущихся объектов, стрельба, кутерьма, динамика. Это развивает аналитическое мышление и системный подход, помогает связать все этапы изучения программирования наглядной практической личностно значимой задачей. А про мотивацию и говорить не приходится. Что может быть круче, чем выложить ВКонтакте свое творение? И понять, по какому принципу строятся любимые стрелялки? Кстати, хотите сыграть в какую-нибудь из наших игр?

«Давненько не брала я в руки шашек»... Ух ты, «Dead Mazay: Зайцы на подходе», «Томат и Джерри: Отомсти за хомячка»... Уже здорово! Только чтото он у меня, кажется, дурит...

— Кто «он»? Я детей с 5-го класса приучаю: заговорят о компьютере как об одушевленном существе («что-то он у меня начал...»), объявлю бойкот на три дня. Ошибиться может только пользователь. Сосчитайте до пяти и вспомните, что вы сделали не так. Выбрали игру? Давайте поохотимся на алгеброидов. Эти монстрики сбежали из космического зоопарка, их надо рассадить по клеткам. А для этого определить, по графику какой функции они движутся.

Ну Супергуша Пугливая. То взлетает, то как в яму проваливается...

— Значит, парабола. Так и быть, подскажу общий вид функции и программную реализацию. Вот Супергуша и в клетке. Математика оживает, становится ясно, зачем она нужна. Школьный курс, к сожалению, слишком абстрактен. А если подключить физику, сделать поправку на силу трения и силу тяжести... Я скоро закончу портал дидактических игр для учителей по разным предметам.

Физикам или словесникам приходится постоянно доказывать, что их предмет нужен. А с информатикой, наверное, проще? Компьютеры — наше все...

— Скорее, в этом сложность. Во-первых, технологии меняются так быстро, что мы не успеваем прочесть про обновления, не то что изменить программу. Если вы преподаете по одному поурочному тематическому планированию больше двух лет, надо срочно уходить в творческий отпуск на год и повышать квалификацию. А во-вторых, техника совершенствуется, а понимание слабеет. Люди не хотят разбираться в том, как все устроено. Для детей становится открытием, что стиральная машинка — это тот же самый робот, только ногами не ходит. Не говорю уже про умение добывать и запоминать информацию. Учителя часто приходят ко мне с просьбой отключить Wi-Fi в школе: «Хотим проверить, что ученики на самом деле знают».

Моя задача — научить тому, что будет актуально и через пять лет, когда нынешние гаджеты отправятся в помойку.

Потребительство и восхищение цацками — это как встречный ветер для корабля.

Его надо поймать в паруса и так их развернуть, чтобы поплыть галсами, против ветра.

Что, красиво я сказал? Ау, Мария, вы меня слышите? Мария, оторвитесь от монитора! Кто мне тут говорил, что уже «вырос из компьютерных игрушек»?

СПРАВКА

Дмитрий Жемчужников родился в 1975 году. Окончил Государственный университет управления. Учитель информатики, экономики и математики в школе № 1220. Аспирант кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета. Победитель конкурса «Педагог дополнительного образования Москвы» (2011), дважды лауреат Гранта Москвы (2010, 2011), абсолютный победитель конкурса «Мой лучший урок» (2010).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.