Среда 19 декабря, 19:12
Небольшой Снегопад -7°
Город

Чтобы не было скучно и пошло

5 марта в Театральном центре «На Страстном» состоялась 16-я церемония награждения лауреатов Московской ежегодной театральной премии «Гвоздь сезона».

Исторически сложилось, что каждый год я открываю эту премию как представитель Союза театральных деятелей. Замечу, что с радостью участвую в этом торжестве. Во-первых, премия — московская. А я коренной москвич, и вся моя жизнь связана с Москвой. Во-вторых, «Гвоздь сезона» — одна из самых интересных, веселых, в чем-то оригинальных премий.

Номинации в этом году были очень достойные, и перед жюри стоял трудный выбор. Что касается критериев отбора лауреатов, то они субъективные — по решению жюри.

Как гласит основной закон эстетики, «эстетические категории недоказуемы». То есть истины в искусстве нет. Причем все премии, на мой взгляд, субъективны. Поэтому ко всем премиям в области искусства нужно относиться с долей юмора. Как сказал Борис Пастернак: «И пораженье от победы ты сам не должен отличать». Иными словами, в каждой победе есть элемент поражения, и наоборот. Главное, чтобы не было скучно и пошло.

Театр — живое искусство. А что такое живое искусство? Это такое искусство, которое находит отклик в душах современников. Классика отличается от «времянок» тем, что несет в себе многомерный смысл, который может работать и сегодня, и завтра, и послезавтра. Поэтому сегодня 90 процентов режиссеров ставят классику.

Мне кажется, что сегодня в театральном пространстве России происходят очень интересные процессы. Наивно думать, что каждый спектакль даже именитого режиссера — шедевр. Отнюдь. Ставить спектакли — не блины печь. И театр, образно говоря, не Масленица. К тому же искусство, как и наука, развивается волнами. Поэтому, когда я смотрю некоторые спектакли, то думаю, что ряд театральных режиссеров изобретают велосипед. Это не значит, что молодые режиссеры не имеют права на свою версию. Но недавно видел спектакль «Женитьба» одного из ведущих театров Петербурга, и для меня это, простите, «пересказ классического сюжета в подворотне шпаной». Театр — тонкое дело. Например, к 75-летию Александра Калягина в театре Et Cetera вышел спектакль «Ревизор. Версия», который был номинирован на этой премии «Гвоздь сезона». И хотя в постановке немало новаторства, в частности весьма постаревший Хлестаков, но все же это Гоголь. Не знаю, пьеса «Ревизор» ли это, но однозначно — Николай Васильевич Гоголь.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER