Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Зрители ждут невиданных коллекций и доступного буфета

Развлечения
Зрители ждут невиданных коллекций и доступного буфета
Бывший директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова (справа) и новый директор ГМИИ Марина Лошак в одном из залов музея. / Фото: РИА «Новости»

Для многих поколений два имени – Пушкинский музей и Антонова – слились воедино.

Благодаря Ирине Александровне мы наслаждались полотном Леонардо да Винчи – загадочной Джокондой. Выстаивали многочасовые очереди (но не роптали!) на Пикассо, Сальвадора Дали, Караваджо, художников-прерафаэлитов. Радовались открытию музейного городка.

И вот железная леди Волхонки, королева музея покинула свое место.

На пост директора Пушкинского музея вступила (с одобрения Ирины Антоновой) Марина Лошак. Человек в профессиональной среде искусствоведов и художников – хорошо известный. Да и столичная публика отлично помнит креативные выставки, посвященные русскому авангарду и наивному искусству. Они с успехом шли в Московском центре искусств, галерее «Проун», музейно-выставочном объединении «Столица».

Это музейное движение на Волхонке заставило меня задуматься: а чего, собственно, хочет зритель от столичных выставочных залов, галерей и музеев? Ведь как ни крути – именно они первые в череде культурных учреждений - и моего города, и страны.

Итак, в первую очередь, элементарной вежливости. А не вопроса милиционера при входе: «Женщина, вы к кому?». Потому что возникает свербящая затылок мысль: а не ошиблись ли мы часом дверью? Может, это дежурная часть полиции?

Известный экономист, публицист и правозащитник Ирина Ясина рассказала мне, что огромное желание попасть в Третьяковскую галерею заставило ее ехать в грузовом лифте вместе... с экспонатами (Ирина – инвалид):

- А в главное здание Пушкинского музея некоторых инвалидов несут родители на руках – иначе попасть туда просто невозможно, - сказала она. Обратно - тем же путем, естественно.

- Детям всегда хочется показать как можно больше в Москве. И, поскольку я – художник промысла «Филимоновская игрушка», спешим в музеи. Молодежь интересует Винзавод, меня - Пушкинский, - сказала мне по телефону Ирина Левитина. – Но многочасовые очереди способны выстоять не все. Особенно, если ты житель даже не ближнего Подмосковья. Неужели нельзя сделать единый электронный билет, позволяющий бронировать дату и время?

Известный арт-менеджер, исполнительный директор Московского музея современного искусства, комиссар российского павильона на Венецианской художественной биеннале Василий Церетели считает, что главное для современного музея - приспособляемость здания к предметам искусства:
- Это необходимо учитывать при строительстве и реконструкции музейных зданий. Вы видели, скажем, экспонаты Политехнического музея? Не каждый пол их выдержит.

А еще музейное помещение должно иметь современную инфраструктуру, отлично вписываться в городской ландшафт, - авторитетно заявил мне по телефону Василий Зурабович. И, естественно, быть возведено современным архитектором. Кстати в Москве, - продолжил развивать свою мысль Василий Церетели, - за последние пять лет начали строить учреждения культуры – Гоголь-центр, на очереди Центр современного искусства на Бауманской. Это говорит о том, что Департамент культуры понимает важность строительства современных музеев.

- Василий Зурабович, - поинтересовалась я. - А когда столичные музеи перейдут на самоокупаемость?

- Этого не произойдет, - уверенно сказал арт-менеджер, - у любого мирового музея есть фонды, куда вносят деньги частные лица, определенные земельные льготы, оговоренные государством, и государственные дотации.

Необычное оживление вызвал мой вопрос «чего хочет публика от современных музеев» у Петра Кондратьева, ректора православного гуманитарного института «Со-действие»:

- Да неизвестных, невиданных экспонатов! Вот Ирина Антонова очень успешно начала это делать. Какие редкие вещи мы видели благодаря ей, в Отделе личных коллекций! Практически полный Фаберже, а выставку гравюр, помните? Подобного собрания я не видел нигде в мире! Станет ли продолжать это направление Марина Лошак – большой вопрос. Ведь для известных коллекционеров слово Ирины Антоновой было выше закона. И она всегда оставалась верна своим обещаниям.

- Петр Олегович, но ведь у Пушкинского есть отдельное помещение?

- Вот-вот. В свое время бывший мэр Москвы Юрий Лужков совершил ошибку - отдал особняки банкам и другим богатым организациям. А Санкт-Петербург взял на вооружение этот путь. Там было отреставрировано большое количество дворцов, которые стали музеями, галереями, выставочными залами. Что показывали? Вещи из запасников – Эрмитажа, Русского музея. От посетителей отбоя нету! И немудрено, ведь некоторые из них можно увидеть раз в двадцать лет. А то и реже. Вот я собираюсь посмотреть Кронштадтский собор, потом хочу увидеть шесть новых залов Ораниенбаумовского дворца. Говорят – прелесть, а не экспозиция…А ведь Москва могла стать музейным центром. И к нам бы публика отовсюду ехала. И не возникал риторический вопрос министра культуры: откуда взять деньги?

Чего мы еще хотим от музеев? Доброжелательных смотрительниц, а не престарелых мата хари. Музейной библиотеки, пусть даже за плату. Современного буфета с фаянсовой посудой, приемлемыми ценами, где можно выпить стакан сока и в восемь часов вечера. Удобных лавочек, скамеек, стульев, наконец.

Все ли устраивает лично меня в Пушкинском? Да. Мелкие бытовые проблемы есть в любом большом хозяйстве. И только об одном я попросила бы Марину Девовну Лошак, нынешнего директора музея изобразительного искусства – верните, пожалуйста, полотна импрессионистов на старое место! Ну невозможно же смотреть их в Отделе личных коллекций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ирина Антонова: Надеюсь, мой опыт будет востребован

1 июля стало известно, что в мире высокого искусства тоже не обходится без перемен.

Ирина Антонова, более полувека занимавшая кресло директора ГМИИ имени Пушкина, покинула свой пост, по ее словам – по собственному желанию, согласившись занять должность Президента музея, и приняла активное участие в выборе преемницы, которой стала Марина Лошак, с 2012 года – глава музейно-выставочного объединения «Манеж».

Известие о событии разлеталось со скоростью молнии, что немудрено. Ведь Ирина Антонова для нашей страны – в каком-то смысле как королева Англии – для своей. И вполне уместно говорить о том, что последние 50 лет в истории музейного искусства будут названы со временем эпохой ее имени.

Феноменальная в смысле заслуг женщина, академик Российской академии образования и Российской академии художеств, Антонова, безусловно, не просто руководитель крупнейшего музея страны – она своего рода феномен и в смысле личной карьеры, и в смысле безмерного авторитета в мире искусств. В течение долгого времени ее имя ассоциировалось со стабильностью и надежностью. А сам факт открытия экспозиции или выставки в ГМИИ служил гарантом качества и означал, что перед нами – «продукт» высшей пробы и эталонного качества (далее...).

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.