Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Мозги из попкорна

Сюжет: 

Телекритик
Развлечения
Мозги из попкорна
Мозги молодого поколения, уже практически не способного воспринимать никакие другие форматы, кроме развлекательных, кроме зрелища под попкорн / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»
Говоря о телевидении, мы почти всегда имеем в виду его развлекательную сетку — художественные фильмы и шоу. Но все, что запомнилось за минувшие дни, — это, конечно, относится к сектору документального кино.

Не знаю, почему у нас такое странное и несправедливо прохладное отношение к этому виду и искусства, и просветительства. Выйди на экран любая шняга, любой сериал со слезами и соплями до колена, мы бросаемся его обсуждать, штампуя звезд и звездецов, искажая этим и свое восприятие мира, и их восприятие самих себя. Год-другой, и к такому звездецу не подъехать уже и на безрогой козе, хотя на память не вспомнить ни роли — мельтешило что-то на экране, но что, о чем и зачем — провал. Однако именно это, равно как и бесконечные шоу и пляски до одури, побеждают и создают основной флер на ТВ, тогда как контент настоящий, истинный и важный поставляют документалисты. Но они — будто в зоне тишины. Что обидно и горько.

Конечно, по формальным признакам документальное кино может считаться вполне обласканным. После штиля, который наступил в документалистике после ее бума в 1980-х, кинематографисты поплыли на ТВ как к спасительному острову. А куда им было деваться! Но там, конечно, ценилось немного не то, что любили в своей профессии они: оперативность клала на лопатки качество, а уникальность, выпестованность работ и претензии их авторов на настоящее искусство изрядно падали в цене, если не удавалось прицепить к ним ярлычок эксклюзива.

Но документальщики выжили и даже получают «Лавр» («Лавровую ветвь») — серьезную премию для неигрового кино и документалистов. Которая освещается, увы, не так ярко, как ТЭФИ... Словом, документалистика была и осталась на ТВ в каком-то роде падчерицей. Как справедливо сказал кто-то, «киношным гетто на телепланете». Между тем все лучшее и претендующее на то, чтобы «наследить в истории», создается в этом сегменте.

Вот и последние приобретения — все оттуда, из документалистики. В минувшую субботу на Первом — великолепный фильм про Алексея Петренко «Кто из вас без греха?», например. Никакого обожествления, голимая объективность и честность. Потрясающий фильм Натальи Передельской и Николая Викторова. Совсем из другой серии — «Грипп. Вторжение» Дмитрия Минченка. Не пугалка, не конспирологическая версия в духе ряда других каналов, у которых даже из банки с гречкой торчат уши американской разведки, а невероятно въедливая, кропотливая работа-предупреждение, просветительский и безумно интересно сделанный фильм. До этого — «Русский атом». Супер! Туда же — «Искатели» на «России К»: что ни выпуск — то бальзам на душу. Но нет у них бешеных посещений! Наше отношение к документальному кино — печальное отражение того, что с нами произошло и происходит каждый день. Это следствие самоцели на облегчение восприятия жизни любыми путями. Это оквадраченные ЕГЭ (да, я не эксперт, но уверена в своей правоте) мозги молодого поколения, уже практически не способного воспринимать никакие другие форматы, кроме развлекательных, кроме зрелища под попкорн, который постепенно замещает мозг. Управлять мозгами из попкорна удобно. Держи в сухости — будут хрустеть, как надо. Да, наша тяга к простоте обходится в результате дорого...

А 27 марта, в полночь, на Первом покажут еще один уникальный документальный фильм. О гибели Гагарина. Даже смоделируют ту страшную ситуацию, вскрыв архивы Минобороны. Фильм — супер. Но попкорном под него не похрустишь, а значит, и рейтинг у него может быть куда ниже, чем у самой низкобюджетной мелодрамы.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.