Суббота 15 декабря, 10:12
Небольшой Снегопад -3°
Город

Вася Ложкин: «Мне наплевать - искусство это или не искусство»

Вася Ложкин на выставке в ЦДХ на Крымском валу
Фото: Личная страница художника в социальной сети "Вконтакте"
Вася Ложкин на выставке в ЦДХ на Крымском валу
Фото: Личная страница художника в социальной сети "Вконтакте"
Модная андеграундная «Рюмочная» на юго-западе Москвы. На стеллажах вдоль стен выстроились разнокалиберные бутылки из цветного стекла, а на раздаче, обрызгивая белый передник дородной буфетчицы, из пивного крана в трехлитровую банку хлещет рыжая пивная струя. В заведении, на радость публике, выставляется не только советская классика в виде селедки с лучком и пюре с молочными сосисками:c холста, украшающего стену над нашим столом, вызывающе смотрит дамочка в бюстгальтере со спущенной бретелью, работы одного из Зюзинских художников.

Однако, пришли мы сюда не за работами столичных творцов и даже не в поисках романтики совдеповского общепита. Сегодня столицу с концертом собственной рок-группы навещает «мигрировавший» с загазованного Ленинградского шоссе в тихий Ярославль Алексей Куделин, более известный Рунету как Василий Ложкин.

 «Запахло свиньей» Фото: Личная страница художника в социальной сети "Вконтакте"

Пока мы разглядывали помещение, с подрамником, завернутым в черный мусорный мешок, подошел наш герой. Моложавый, интеллигентный, и с улыбающимися глазами, он совершенно диссонирует с образами людей, воплощающих на его картинах негативные стороны событий и явлений. Тогда за кем же из своих персонажей скрывается настоящий Василий-Алексей? Что ж, попробуем выяснить…

- Почему Ваш творческий псевдоним - Ложкин? А не Вилкин, например, и не Матрешкин?

- Когда-то, еще до главенства соцсетей, были форумы. Все там использовали разные никнеймы или юзернеймы, типа Devil666 или Черный дракон. А меня звали Вася Ложкин. С появлением соцсетей, в частности ЖЖ (Live Journal), по традиции взял тот же ник. А когда стал постить картинки, все стали их копировать, делиться, и псевдоним «закрепился» в блогерской тусовке и на просторах интернета. Смешное имя, почему бы его не оставить?

- Что дал Интернет Васе Ложкину, и что Вася Ложкин дает Интернету?

- Интернет – это великая вещь. Новая ветвь эволюции. Как изобретение колеса, пожалуй. В нем огромный потенциал. Все мое творчество только через него распространяется.

Что я ему дал? Хм… Несмотря на то что «Google всемогущий» уже и мысли читает, Интернет пока еще не оформился в самостоятельное пространство, и это, все-таки, в первую очередь, люди: участники блогосферы, пользователи «Вконтакта», «Инстаграма» и Facebook. А им нравятся мои картинки. Я их веселю.

- Можно ли сказать, что образ Васи Ложкина живет в интернете «в отрыве» от Вас - сам развивается, обрастает легендами? Или Вы следите и корректируете его развитие?

- Я не думаю, что есть какой-то образ Васи Ложкина. Я рисую картинки, но каким-то образом преподносить себя самого… Нет. Картинки сами по себе, я - сам по себе.

- Но если мы смотрим какие-то базовые статьи, ту же самую Википедию, там написано: «Творчество Васи Ложкина состоит из котов и лампочек». Это же кто-то написал? Кто-то сформировал образ и развивает его?

- Кто-то написал… А, может, и я кому-то сказал. Как это все происходит? Меня спрашивают: «О чем ваше творчество?» - «Я рисую котов и лампочки» - «Окей. Он рисует котов и лампочки». А потом третий человек: «Так, мне надо что-то про Васю Ложкина сказать. Что же там Вася Ложкин?». Ищет в «Яндексе». Находит: «Вася Ложкин рисует котов и лампочки»… Ага. «Вася Ложкин рисует котов и лампочки. А вот еще место осталось на полосе. Надо что-то добавить. Придумаю сам». На выходе: «Вася Ложкин рисует котов, лампочки и бабок». Вот так и начинается развитие.

- Какой-то специальный термин для художников, славу которым принес интернет, у Вас есть? Как Вы себя называете?

- Во-первых, я, в этом смысле, стараюсь держаться в стороне. Вот, например, здесь - в столичном Зюзино - арт-группировка «Зюзинские». Если Вы посмотрите по стенам, тут кругом картинки, выставки периодически проходят. В Питере есть «Колдовские художники», членом которых я являюсь. Формально. Но я не питерский, поэтому немножко издали, наездами. Как специально приглашенная звезда.

 Картина с выставки «Наш рок» «Колдовских художников» в галерее «Свиное рыло», Санкт-Петербург Фото: Группа "Колдовские художники" в социальной сети "Вконтакте"

Во-вторых, наше творчество уже не только в интернете можно наблюдать, но и в разных творческих пространствах, в выставочных залах, в книгах и статьях. И, соответственно, здесь уже не просто интернет-группки, а именно художественные группы: «Лефовцы» всякие, сюрреалисты, если хотите, и так далее. Но я - сам по себе.

- Почему в Москву не переезжаете? Нет бы оставить в столице свое сердце, а Вы… - магазин открыли!

- Когда я жил в Подмосковье, окна у меня выходили на Ленинградское шоссе. Там была бесконечная пробка, и все это мне было очень грустно. В Ярославле как-то «покрасивше» внешне. А так, жить мне все равно где. Я же не привязан к работе, куда ходить нужно. Работаю дома, в мастерской, поэтому и выбирал место жительства, где буду спать. А спать мне нравится в Ярославле.

- То есть, быть в тусовке и в бомонде постоянно нет желания?

- Нет, я уже не молод для тусовок и бомондов.

- Хорошо, а если говорить об искусстве... Вы воспринимаете свою работу как искусство?

- Когда как. Иногда мне кажется, что я делаю какую-то фигню, а иногда - когда читаю письма, которые мне приходят - понимаю, что делаю очень важные и крутые вещи. Например, как-то получаю письмо от женщины: «У меня матушка при смерти. Она раком больна и умрет через месяц. И ей нравятся ваши картинки. Вы не могли бы что-нибудь нарисовать? Мы ей на стену повесим».

Пишут из разных мест. Дети пишут, взрослые. С войны писали на Украине: и с той, и с другой стороны. Хотя больше, конечно, с донецкой. «Мы сидим в окопах, и нам очень нравятся твои котики». А я понимаю, что людям там несладко совсем... Или полицейский с Урала, на дежурстве. Ему там о-о-очень грустно и скучно. Он в интернете смотрит на мои картинки и у него повышается настроение. Священник из Омска пишет и даже один монах. Очень разные письма приходят. И я понимаю, что делаю что-то очень важное.

- Так это позволяет причислить свои работы к искусству?

- Я не знаю, что такое искусство. Не понимаю. Что такое искусство должен определять некий специально обученный человек. Мне наплевать, искусство это или не искусство. Абсолютно.

- Хорошо. А если говорить не про ваши работы, а абстрактно. Искусство имеет право быть массовым?

- Конечно! Оно ДОЛЖНО быть массовым. И должно быть понятно. А вообще, тут кому что нравится. Кому-то надо сильно докапываться до сути. Мол, чтобы понять некое произведение, надо чуть ли не институт закончить, а чтобы понять современное искусство надо изучать его как китайский язык – с самых корней.

 «Подайте немножко мозгов» Фото: Личная страница художника в социальной сети "Вконтакте"

У меня нет задачи умняка такого, «на сложных щах», выдавать. Скорее, здесь идет обращение не к разуму, а к сердцу, чтобы работы мог понять «человек разный». Не требуется лишних объяснений, не нужен какой-то специальный багаж, бэкграунд, чтобы «въехать». Я все это вижу на своих выставках: приходят пионеры, пенсионеры, люди разных национальностей, социальных слоев, профессий, политических взглядов и так далее. Они понимают то, что видят и чувствуют. И им это дарит радость. Я свои работы больше ассоциирую с музыкой. Либо нравится, либо нет. И ничего о ней знать не надо.

- Когда рисуете, думаете о том, как это будет воспринято представителями разных слоев населения?

- Я не ставлю себе задачу понравиться кому-то конкретному. Но, как и любому творческому человеку, мне, конечно, хочется иметь зрителя и слушателя. Это нормально, когда у артиста есть зритель. Поэтому и стараюсь делать что-то красивое. Не знаю, как оно делается, но делается.

- Под Вашими работами далеко не всегда стоят «говорящие» подписи. Чаще, наоборот, очень нейтральные…Это ориентация на массовость? Чтобы каждый мог увидеть что-то свое?

- Потому что люди разные, и фантазия у них разная. Человек становится, своего рода, соавтором. Он смотрит и видит в картине что-то такое, чего я не вижу. А у кого в головах засела политика… Так там вообще!

- К вопросу о политике. Вы в каком-то интервью сказали, что аполитичны. Но взять, хотя бы, работу «Шарик может лопнуть»…

«Шарик может лопнуть» Фото: Личная страница художника в социальной сети "Вконтакте"

- Вот, кстати, да. Я вообще не знаю, что Вы там политичного увидели, в этой картине. Я специально это сделал. Так и знал, что будет спектр огромный: от «плюсов» до «минусов» в головах. Там вообще ничего такого. Там просто коты с шариком. Это именно для того, чтобы посмеяться над публикой. Я же говорю, рисуешь кота с топором, а люди сами уже: и Украина, и НАТО, и Путин, и Навальный, и чего там только нет... Всё что хотите. Они! Это! Видят!

- То есть видят исключительно то, что сами хотят видеть?

Да. И слышат то, что хотят слышать. Это наукой доказанный факт. Очень показательны, в этом смысле, передачи по телевизору, где собираются люди и спорят о политике. Они не разговаривают. Просто кричат друг на друга, и кроме себя никого не слышат. В итоге, расходятся со своим мнением. Невозможно человека ни в чем убедить. Вернее, далеко не всякого. У большинства людей сложился в голове некий «набор», с которыми они живут, и в который верят. Ну и куда там уже вкладывать какие-то смыслы? Пусть сами вкладывают.

- А почему принято было решение открыть магазин, а не работать с галереей?

- Там сувениры продаются, в основном.

- То есть не было желания, по-русски говоря, выпендриться, набить себе цену и сказать: «Какие сувениры!? Я даже авторскую копию ни за что не нарисую, и, вообще, моя картина стоит миллион. Хотите - берите, не хотите – не берите».

- А зачем? Ценообразование картины очень простое. Можно, конечно, продавать за миллион и одну картину раз в десять лет...

- Не стоит, думаете, так делать?

- Нет, конечно. Это как с продажей автомобиля. Вот есть у Вас, скажем, кореец «средней руки». Вы думаете: «Ой, а продам-ка я его за 150 миллионов». И кто у Вас его купит? Никто.

- Но ведь искусство субъективно оценивается…

- Да пускай оценивается.

- То есть, Вы относитесь к своим работам исключительно как к рыночному продукту?

- Конечно. Я - коммерческий художник целиком и полностью. Все ради денег. Только деньги. Меня интересуют только деньги. Если бы мне не платили, я бы никогда не стал ничего рисовать.

- Но Вы же говорите, что сначала выставляли работы просто так: в интернете на форуме…

- Да, но если бы мне не платили, я бы рисовал совсем другое. Я бы рисовал… Да ничего бы не рисовал, может быть. Одну картину в год.

- Откуда взялась нефтяная тематика? Это не апогей коммерциализации творчества? Не «заказуха»?

 «Жыжа» Фото: Личная страница художника в социальной сети "Вконтакте"

- Нет, это просто прикольно. Она сама в воздухе витает. Все поют про нефть. Это все равно, что петь про деньги, например.

- А есть ли тематика, которая действительно иллюстрирует Ваше внутреннее «я»? Вот смотришь на «Папа, не уходи», «А за мной придут», «Мой папа – летчик»… Может, это и есть настоящий Алексей Куделин?

- Наверное. Я, ведь, все же живой человек. Естественно, я что-то через себя пропускаю. Скорее всего, это какие-то подсознательные вещи. Сюжеты картины появляются, как сон. Ты о чем-то думал весь день – о работе, о какой-то проблеме, а потом оно приснилось тебе в каком-то странном виде. Так и картины получаются.

 «Мой папа – летчик» Фото: Личная страница художника в социальной сети "Вконтакте"

В этот момент за спиной ударник начинает неритмично, но настойчиво стучать в бас-барабан, собирая музыкантов «ЭРГФУ имени Васи Ложкина» к началу репетиции. В ответ на каждый удар отзвякивают свисающие с потолка граненые стаканы и мозги в черепной коробке. Кажется, еще одна вибрация барабанной мембраны, и заведение из сна Венички Ерофеева разлетится на мелкие стеклянные кусочки. Однако, с очередным ударом конец приходит не «Рюмочной», а терпению Куделина. Поглядывая через черную оправу круглых очков то на нас, то на музыкантов, притопывая по перекладинам высокого стула и постукивая пальцами по крышке стола, музыкант недвусмысленно дает понять, что ему пора на сцену.

- В одном из анонсов выставки именитой галереи прочла, что Вы - оптимистичный художник. Если опираться только на цветовую гамму, то «оптимизмом дышит» и Босховский триптих, и работы Кейчи Танаами. Для меня, как для зрителя, Ложкин и позитив - откуда-то из разных плоскостей. Что Вы сами думаете о своей оптимистичности?

- Опять-таки, это особенность восприятия. Кто-то видит улыбающегося кота и считает, что он страшный, так как у него очень большие зубы. А дальше делает вывод о том, что только злой человек может нарисовать такую картину. При этом я просто рисовал кота, который улыбается. И ничего больше. Так что не могу ничего сказать насчет своей оптимистичности и пессимистичности.

- То есть, никакой оценки…

- Нет. Конечно, нет. В целом, я -жизнерадостный человек, но очень нервный, - смеясь, срывается со стула в сторону барабанной долбежки Куделин, оставляя нас наедине с картинами «Зюзинских» - «додумывать» и анализировать порождения собственной фантазии и стереотипов.

 «Ты свободен» Фото: Личная страница художника в социальной сети "Вконтакте"
Вася Ложкин на выставке в ЦДХ на Крымском валу
Фото: Личная страница художника в социальной сети "Вконтакте"
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER