Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Сергей Женовач: «Нужно уметь получать удовольствие и радость от работы»

Развлечения
Сергей Женовач: «Нужно уметь получать удовольствие и радость от работы»
Сергей Женовач рассказал, как относится к творчеству Михаила Булгакова и откуда пошла традиция театра встречать гостей яблоками / Фото: официальный сайт ГИТИСа
Художественный руководитель, основатель Студии театрального искусства Сергей Женовач (на фото) поставил пьесу А. П. Чехова «Три сестры ». В интервью «ВМ» Сергей Васильевич рассказал о своем очередном обращении к драматургии классика.

— Сергей Васильевич, как вы расцениваете тот факт, что и в МХТ имени А. П. Чехова, и в Студии театрального искусства одновременно идут премьерные «Три сестры»? Вы как руководитель Московского художественного театра не могли не видеть режиссерскую работу Константина Богомолова?

— Чем больше будет спектаклей на основе великих пьес Чехова, тем лучше. Работа Константина Богомолова выйдет чуть позже, но, думаю, спектакль будет другим. Постановки и не должны быть одинаковыми, да и не бывают такими. Если режиссеры с интересом, азартом ставят посвоему, это вызывает исключительно радостные эмоции.

— Трех сестер — Ольгу, Машу и Ирину играют ваши ученицы, вчерашние выпускницы ГИТИСа. Чем вы руководствовались в выборе их на главные роли?

— В любом театре найдутся свои «сестры», да и другие персонажи этой пьесы. Театр — это коллектив, ансамбль, и распределение ролей зависит от режиссерского решения.

— Актуальна ли сегодня эта пьеса Чехова? И можно ли это увидеть в вашей постановке? В одном из интервью «Вечерней Москве» ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий сказал, что «сегодня бал правит пошлость, и героиня времени — мещанка Наташа» (жена брата сестер Прозоровых. — «ВМ»). Вы согласны с тем, что Наташа — мещанка?

— Во-первых, Антон Павлович очень большой писатель, и у него нет исключительно положительных и исключительно отрицательных героев. В его персонажах много всего намешано, перепутано, подчас — запутано. В каждом персонаже есть и плюсы, и минусы. Современнее Чехова, Шекспира, Мольера авторов нет. Можно сегодня написать пьесу, которая не будет современной, потому что не талантливая. А есть произведения, написанные столетия назад, но вызывающие смех, слезы, сильные эмоции. Ведь «современно» то, что «попадает» в человека. Лично для меня мерило всего — любовь и добро. А дальше возникают силы, с которыми за любовь и за добро борется человек.

Сергей Женовач: «Нужно уметь получать удовольствие и радость от работы» Сцена из спектакля «Три сестры» / Фото: Александр Иванишин

— При работе над спектаклем по Чехову важно ли было для вас, что он был врачом?

— В его произведениях чувствуется, что он врач. Чтобы вылечить больного, необходимо поставить точный диагноз, каким бы он суровым ни был.

— Клятвой Гиппократа «Не навреди» руководствуются многие творческие личности. Вы из их числа? Думаете о спасении мира, людей?

— Педагогика, режиссура и руководство театром — разные роды деятельности, со своими целями и задачами. Когда режиссер ставит спектакль, он занимается созданием некой театральной реальности, и этот процесс во многом интуитивный, непредсказуемый и неуловимый. Вспоминаются слова Алисы из сказки Кэрролла, когда у нее спрашивают: «О чем ты думаешь?» Она отвечает: «Откуда я знаю, что я думаю? Вот скажу — тогда узнаю». Оценить силу сценического высказывания возможно, только посмотрев спектакль целиком.

Сергей Васильевич, ответьте, пожалуйста, на вопрос: что мешало сестрам уехать в Москву?

— Поймите, «Три сестры» — не о том, чтобы купить или не купить билет в Москву. У Маши муж работает в гимназии, и поехать она никуда не может. Старшей Ольге 28 лет, и никто не делает ей предложение, и ей тоже некуда ехать. Повторяю, дело не в географии. Москва — образ, символ. Драматургия Чехова — поэтическая, а не реалистическая «Три сестры» — не бытовая история.

— На вас как на руководителя двух театров сегодня возлагаются такие большие надежды... Не слишком ли тяжел этот груз ответственности?

— Если об этом думать, можно легко сойти с ума. Есть конкретные дела, которые необходимо решать, что я и делаю. Сегодня, например, я занимаюсь премьерой «Трех сестер». Что касается Московского художественного театра, в первую очередь мне необходимо вникнуть и войти во внутренний театральный процесс, чем я и занимаюсь. Ответственность есть во всем, и мне к ней не привыкать. Профессия режиссера требует того, чтобы отвечать за то, что делаешь. Но при этом нужно уметь получать удовольствие от работы и дарить радость другим. Без радости, без любви театр теряет смысл. Если режиссер не получает радости от своей работы, то театром лучше не заниматься. Работаешь ведь для радости, удовольствия, постижения, а не для успеха или оценки.

Сергей Женовач: «Нужно уметь получать удовольствие и радость от работы» Сцена из спектакля «Три сестры» / Фото: Александр Иванишин

— Важна ли для вас реакция зрителя?

— Получился спектакль или нет, можно понять только после того, когда приходит зритель. При этом мы не делали спектакли, ориентируясь на восприятие публики. Но именно зал расставляет акценты в спектакле. Причем зал в каждый спектакль разный. Когда больше молодежи — одно восприятие спектакля. В зависимости от показа — в Москве или в провинции — другое. Если зал будет состоять, к примеру, из военных, — третье. Прелесть театра еще и в непредсказуемости реакции зрителя. Дыхание зрительного зала во многом зависит от людей, которые пришли смотреть спектакль.

— Наверняка задумывались о том, будет ли спектакль успешным?

— Только тогда, когда придет зритель, будет понятно, что мы сделали. Важно, что проза — очень живая и все проблемы, темы, затронутые в ней, касаются нас сегодня. К тому же я не считаю, что мои спектакли должны всем нравиться. Они должны вызывать споры, мысли, желание перечитать произведение. Спектакль — это не покупка духов с тем запахом, который ты выбираешь, чтобы нравиться другим. Иногда режиссерский дар — это провоцировать, раздражать зрителя. Мой дар другого рода — более домашний. Лучше вести задушевный разговор, чем агрессивный. Когда выбираю название будущего спектакля, представляю театральную афишу города и думаю: «А хотел бы я пойти на этот спектакль или нет?»

СПРАВКА

Сергей Васильевич Женовач родился в 1957 году в Потсдаме, ГДР .

В 1979 году окончил режиссерский факультет Краснодарского института культуры.

В 1983–1988 годах учился на режиссерском факультете ГИТИС а.

С 2005 года — основатель и художественный руководитель театра «Студия театрального искусства».

С 23 марта 2018 года — худрук и директор МХТ имени А. П. Чехова.  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сергей Женовач предлагает оригинальный взгляд на «Трех сестер»

«Три сестры» - пьеса на все времена

Чем известен Сергей Женовач

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.