Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Михаил Шемякин: Даже ядовитость эпиграмм Гафта важна — для отрезвления!

Развлечения
Михаил Шемякин: Даже ядовитость эпиграмм Гафта важна — для отрезвления!
Михаил Шемякин: Я не взялся бы за эту работу, не будь Гафт настоящим поэтом
Том «Ступеней» — так называется эта книга — весит немало, но стоит его открыть, как от тяжести не останется и следа. В книгу падаешь с головой, стихи подхватывают, тянут за собой, как река. А для отдыха от этого плавания есть островки — рисунки. Чтобы в деталях рассмотреть каждый, понадобится часа полтора, не меньше. Этот «библиошедевр» был создан двумя мастерами. Стихи в «Ступенях» — Валентина Гафта, а иллюстрации к ним выполнил художник Михаил Шемякин. О том, как шла работа над книгой, Михаил Михайлович рассказал «Вечерней Москве».

— Когда видишь, как подробны, какими деталями наполнены рисунки, удивляешься. Вы долго работали над книгой?

— Можете не поверить, но целый год! Ко мне с этим предложением обратился Леонид Роберман. Предложение было интересным, но сначала я долго отказывался, но не потому, что не хотел этого, а потому, что живу в сумасшедшем графике, в нечеловеческом режиме, в котором крайне трудно найти окошко. Но потом я его нашел, а когда нашел — не пожалел. Конечно, работа была колоссальной, говорю без всякого преувеличения. Книга разделена на десять тематических главок: «Беспокойство» и «Любовь», «Детство» и «Философия»… Мне были присланы стихи и обозначены эти циклы, каждый из которых должен был сопровождаться рисунком. И над каждым листом станковой графики я в результате работал месяцами, подолгу. Посмотрите — одних булыжников там можно насчитать тысячи!

— Да там вообще все сплошь из деталей. Улицы, дома, а стоит взглядеться — это превращается в силуэт человека, «растворенного» в городе. Кропотливая работа. Купидоны со стрелами — вроде и иллюстрация, но и насмешка. Стрела куда хочет, туда и попадает.

— Да, правда. В какие места она попала в данной ситуации — тоже видно... Самое главное, мне надо было сначала ознакомиться со стихами, и не просто понять их, а осознать, в чем основная мысль в данной серии, в данном цикле, и найти ключевые моменты, которые потом уже я переносил в рисунок.

Михаил Шемякин: Даже ядовитость эпиграмм Гафта важна — для отрезвления! «Купидоны», предваряющие главу «Мои эпиграммы» / Рисунок Михаила Шемякина к книге «Ступени»

— Опыт иллюстрирования у вас был, и богатый. Один Высоцкий чего стоит, ваши иллюстрации к его стихам и песням. Но там было другое.

— Другое, верно. Это ведь разные поэты, разные люди, разные судьбы. Это была громадная многолетняя работа. И входило в нее очень многое, просто пышных слов про «воспоминания» и все такое я не люблю. А рисунки к стихам Гафта тоже заняли в жизни большое место. Хорошо, что сейчас вспомнили о книге. Наша беда в том, что все мы несемся, будто в пляске святого Витта, в одно ухо нам что-то влетает, из другого вылетает, поток информации огромен — и что-то неизбежно уходит. С выхода книги прошло несколько лет. Сначала о ней говорили. Но, к сожалению, многие вещи довольно быстро исчезают из человеческой памяти. Думаю, что если бы мы заостряли внимание на определенных книгах и иллюстрациях к ним и делали бы из этого хоть небольшое, но событие, это ничуть не помешало бы нашим, скажем так, образовательным программам. Поскольку сегодня положение с образованием, на мой взгляд, печальное, а в том, что касается нашей памяти и впитывания интересных материалов, так тут вообще наблюдается катастрофическое пустота.

— Стихи Валентина Гафта были для вас откровением?

— Я очень люблю Валентина Гафта как замечательного, энергичного актера, но он, конечно, еще и поэт — многогранный, неравнодушный, что я тоже пытался передать через рисунки. Всегда удивлялся его остроумию, ядовитости его эпиграмм, очень нужных для отрезвления… Я не взялся бы за эту работу, не будь он поэтом настоящим. И моей задачей было создание некоего многогранного листа, состоящего из фрагментов его стихов, трансформированных, переведенных в графику. Все, что я получил, внимательно вычитывалось, обмозговывалось, а потом выплескивалось на бумагу. На счастье, он довольно фигуративный мастер… Вот, скажем, Бродского, с томиком которого я не расстаюсь никогда, я так и не проиллюстрировал. Мне кажется, перевести его поэзию в графику почти невозможно. Но в случае с Гафтом все, надеюсь, получилось.

Михаил Шемякин: Даже ядовитость эпиграмм Гафта важна — для отрезвления! Заставка главы «Мои посвящения» / Рисунок Михаила Шемякина к книге «Ступени»

— А как бы вы назвали стиль, в котором созданы иллюстрации?

— Вообще это станковая графика. Но… Да, наверное это метафизический сюрреализм. Поскольку сочетание несочетаемого присутствует в каждом рисунке. Что же касается Гафта как личности, то это, во-первых, настоящий профессионал высоченного класса, во-вторых — обаятельнейший человек, а в-третьих — он человек необычайно смелый, что ныне я, признаться, наблюдаю редко. Я человек иной эпохи. Я помню время, когда между строк могли узреть что-то «эдакое», после чего человек мог загреметь и в психушку, а то и дальше. Но Гафт писал и читал свои смелые стихи уже тогда, за что, как говорят французы, перед ним можно снять шляпу. Стоит вчитаться в его строки, и любой поймет, что Гафт — человек очень мужественный. Это одно из тех качеств, которое бесконечно меня в нем восхищает, не говоря о том, что я считаю его грандиозным актером. Вообще в человеке я больше всего ценю честность, мужество и неподкупность и презираю трусость, которой в современном обществе довольно много. В Гафте ее нет.

— А он так и не хочет признавать свои стихи настоящей поэзией…

— В этом тоже большой его плюс — как профессионала, творца. Настоящий творец всегда собой недоволен. Высоцкий, например, страшно комплексовал, не считал себя поэтом, хотя после его ухода Бродский говорил, что в его лице Россия потеряла одного из уникальнейших поэтов, который «ворошил» пласты русского языка, будучи его хранителем, как и экспериментатором. И книгу он ему подписал — «Великому русскому поэту Владимиру Высоцкому», но Володя все сомневался и сомневался… Признаки настоящего мастерства — неудовлетворенность, желание идти вперед и вперед, дальше и дальше. И все это в полной мере присутствует в Гафте. Он относится к себе с некоторым пренебрежением и юмором, что восхищает. Ведь многие, как вы знаете, «несут себя на ладонях», что иногда необходимо для выживании: я топлю всех и таким образом остаюсь на плаву. В творческом мире редко встречались такие дружелюбные люди, как Ван Гог, который мечтал о колонии художников… Обычно каждый из художников считает себя гениальным, а остальных вокруг — бездарями. И идет «кусала» — как говорят на Брайтон-Бич.

— Прелестное слово. У нас кусалы такой тоже достаточно!

— Все дело в том, что в узко очерченной среде творческих людей существовать непросто, это же почти коммунальная квартира, где в одной комнате сидят художники, в другой — еще кто-то, а на кухне происходят баталии. Внутри коммунальной квартиры разыгрываются коммунальные склоки… Учитывая, что интеллигенция — это тоже изолированное в какой-то степени общество, то философски это тоже своего рода коммунальная квартира, в одной комнате которой сидят музыканты, в другой — художники, а на кухне моют друг другу кости. Но возвращаясь к Гафту... Он — отрезвляет. Заставляет на себя посмотреть. И я рад, что мы создали с ним достойную книгу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Валентин Гафт: Важно не прослыть старым идиотом

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.