Суббота 16 февраля, 01:02
Пасмурно + 2°
Город

Волны-убийцы раз в полтора года уничтожают огромные суда

Волна-убийца должна быть в два раза выше, чем все окружающие ее относительно высокие волны
Фото: Скриншот видео
Волна-убийца должна быть в два раза выше, чем все окружающие ее относительно высокие волны
Фото: Скриншот видео
8 июня во всем мире отмечается день океана. Разгадкой тайн, которые то и дело «поставляет» океан, занимаются московские ученые. Например, жители столицы моделируют с помощью уравнений волны-убийцы, угрожающие даже супертанкерам и круизным судам.

Их называют волнами-убийцами, волнами-разбойниками, блуждающими волнами. Долгое время их существование подвергалось сомнениям. А моряки, рассказывающие про 25-метровые волны при солнечной погоде, и вовсе считались не вполне здоровыми людьми. Впрочем, столкнуться с такими волнами можно и на Черном море, и на озере Верхнем, что в США. После подсчетов, замеров и анализа данных со спутников, существование волн-убийц не подвергается сомнению. Их изучают и в московских университетах и институтах. Что это за волны и в чем их непредсказуемость, "ВМ" рассказал российский географ, специалист в области гидрометеорологии и океанографии, декан географического факультета МГУ, член-корреспондент Российской академии наук по Отделению наук о Земле Сергей Добролюбов

Сергей Анатольевич, само название - "волны-убийцы" – уже жуткое. Если можно, давайте разберемся, что же кроется за этим названием и какие волны могут считаться убийцами?

- Волны-убийцы фиксировались и раньше. Я бы сказал, что были проблемы с тем, чтобы установить, как именно они возникают. Но теперь даже с этим вроде бы более-менее современная океанология разобралась. Давайте начнем с определения: что же такое волна-убийца.

Такая волна не обязательно должна быть очень высокой. Волна-убийца должна быть в два раза выше, чем все окружающие ее относительно высокие волны. В науках, которые занимаются морским волнением, признана значительная высота волн. Это не средняя высота. Поясню на примере: мы измеряем 100 волн, из них выбираем одну треть самых высоких. И вот среднее из этой одной трети самых высоких волн будет считаться значительной высотой. А волна-убийца должна быть еще в два раза выше, чем эта значительная высота.

Навскидку: значительная высота волны – это одна девятая из всех волн. Говорят же, девятый вал. Так вот, если значительная высота волны составляет 4 метра, то высота волны-убийцы должна быть 8 метров и выше. Но если значительная высота волны – 1 метр, то волны-убийцы могут быть два метра и выше. Это значит, что такие волны могут возникать не только в океане. Они могут появиться, например, в Черном море. Или их, например, фиксируют в озере Верхнем, что в Америке.

В чем уникальность таких волн? 

Они могут фиксироваться не только при волнении. А и при более-менее спокойной поверхности моря или океана, при так называемой зыби.

Считается, что ветровые волны в океане могут иметь высоту до 20-25 метров. Изредка. А волны-убийцы бывают даже и выше. Конечно, на фоне больших волн, когда волна-убийца вдвое выше, она может привести и к гибели судна.

Мы говорим об очень крупных судах?

Да. Я знаю, что за последние 30 лет зафиксировано более 20 случаев гибели крупных супер-танкеров. То есть, раз в полтора года современное, огромное судно может потонуть без видимых причин. Я полагаю, что основной причиной таких крушений могут быть именно волны-убийцы. Ведь опасность не только в том, что волна сдавит судно. Может случиться сдвиг груза, что приведет к опасному крену. Либо могут быть выбиты люки, в трюм зальется вода. А при таких условиях спасти судно практически невозможно. 

За последние 30 лет зафиксировано более 20 случаев гибели крупных супер-танкеров Фото: Кадр из фильма "Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца"

Понимаете, мощь этой волны сокрушительна. Это воздействие 10 атмосфер - как давление на глубине 100 метров. Вот подводные лодки могут выдержать такие нагрузки. А даже супертанкеры, даже очень современные, на такое не рассчитаны. 

Отчего же возникают такие волны?

Возникновение волн-убийц - это сочетание нескольких причин. Одной из них может быть ветер экстремальной силы. Либо явление резонанса. Как результат наложения нескольких высоких волн, идущих иногда даже с разных направлений.

Волны, которые формируются в океане, поддаются вычислению с помощью уравнений. И даже эти уравнения демонстрируют, что возникновение волны-убийцы - реально. 

Главная опасность таких волн в том, что они очень крутые. К тому же, надо понимать, что на фоне четырехметровых волн возникновение восьмиметровой волны - это экстраординарная ситуация, к которой люди могут быть не готовы. А ведь бывает, что такая волна приходит уже в относительно спокойной воде. При утихшем ветре. 

Есть такая особенность: чем выше волна, тем дольше она сохраняется. Как пример: на Гавайях люди катаются на волнах, которые приходят из Антарктиды. Расстояние там - 10 тысяч километров. Ведь ясно же, что это не ветром от Антарктиды надуло такие волны. Это исключительно волновое распространение.

Я слышала, что раньше такие волны считались мифом?

Не то чтобы мифом... Просто такие явления очень трудно зафиксировать.

Во-первых, потому что очень трудно выжить после встречи с такой волной. А во-вторых: трудно провести измерения. Ведь что такое измерить высоту волны в открытом океане? Стоит человек на мостике, высотой 10 метров, и смотрит: доходит волна до мостика или нет. А когда над тобой что-то нависает, как это измерить? Сейчас стали опираться на спутниковые данные. Но этим "космическим" измерениям всего 20-30 лет. Они обеспечивают высокую точность показателей. И именно спутниковые данные говорят, что есть волны высотой 20-25 метров – редко, но бывают.

Есть места, где чаще всего можно столкнуться с такими волнами?

Да. Одно из таких мест находится к югу от Южной Африки (мыс Доброй Надежды, мыс Игольчатый - прим. авт.). Потому что там есть циркумполярное течение (холодное поверхностное океаническое течение протяженностью до 30 тыс. км при ширине до 2,5 тыс. км в Южном полушарии - прим. авт.), постоянные ветра. При взаимодействии течения, ветра и волн разных направлений высока вероятность формирования волны-убийцы.

При этом, волна-убийца может быть очень короткой – как гора. То есть, по фронту (то есть, длине - прим. авт.) она очень небольшая. Километр, даже 500 метров в сторону – и этой волны нет. При этом огромная высота. И еще один момент - такие волны одиночки.

При изучении моделей, установлено, что волны-убийцы могут образовываться и за счет взаимодействия разных типов волн, приходящих с разных направлений. Не стоит забывать, что каждая волна движется с разной скоростью – в зависимости от высоты. И тогда более быстрые волны догоняют более медленные и может возникнуть что-то вроде резонанса, тогда и может сформироваться волна-убийца.

Раньше волны-убийцы считались мифом Фото: Кадр из фильма "Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца"

Фиксируются ли волны еще каким-нибудь образом?

Да, есть же еще и вышки нефтяные. Благодаря тому, что они возвышаются над уровнем воды в море, а их высоту можно точно измерить, удается объективно указать высоту волны. Вот, например, 26-28 метров отмечались волны в Северном море, а ведь оно довольно мелкое.

Похожи ли волны-убийцы на цунами?

Цунами, обычно, это одна-две волны, но в океане они почти незаметны, а на подходе к берегу резко вырастают. В случае с волнами-убийцами - все несколько иначе. Иное происхождение. И в открытом океане эта волна-убийца тоже огромна. 

Вы говорили, что волны-убийцы фиксируют и на Черном море?

У меня студенты проходят практику под Геленджиком на Черном море. Они замеряют высоту волн. И вот на фоне одного-двух метров высоты, вдруг идет волна в пять метров. Типичная волна-убийца. В этом случае она может быть не опасна для жизни, хотя небольшую лодку пятиметровая волна перевернет. В океане другие масштабы – 20-30 метров. В Черном море – 5-10 метров.

Какую пользу имеет изучение таких волн?

Важно знать максимальную нагрузку при проектировании и строительстве судов, нефтяных вышек.

Вот есть, например, регистр Ллойда – они страхуют все суда. Как они могут страховать, если они не знают максимальную высоту волны в районе использования судна?

Существует класс плавания судов. Например, нет ледового класса - нечего в дрейфующие льды входить. Есть суда океанского плавания, есть речного, есть смешанного. Если помните, у нас в Керченском проливе был знаменитый шторм в 2007 году, когда несколько танкеров развалилось. Они были не предназначены для морского плавания. А высота волн была 7-8 метров. Для речного парохода это немыслимо! Не надо было туда выходить. Надо было отстояться где-то в Ростове в порту.

С волнами-убийцами такая же ситуация. Мы должны четко понимать, какое судно под какую нагрузку рассчитано. Хотя когда идет 30-метровая волна, тут как повезет... Я ведь попадал в шторма. Понимаю, что если у тебя остановился двигатель или тебя развернуло бортом к волне, пусть волна даже 10-15 метров, она все равно может разрушить пароход, и ты ничего сделать не сможешь. Я пересекал Атлантику в штормовых условиях.

Участилось количество таких волн?

Я думаю, их просто стали чаще фиксировать. Хотя...

Количество волн-убийц должно зависеть от скорости ветра, от формирования экстремальных ветров. И, если судить по данным по количеству штормов в Северной Атлантике, которых стало больше за последние 10 лет, то и количество волн-убийц могло вырасти.

Вот о значительных высотах волн в исследованиях говорится, что они на 20 сантиметров выросли за 10 лет. Это значит, что за 50 лет они вырастут на метр. Это по данным попутных судов. Пока без спутников.

Извините, наверное, наивный вопрос. А когда попадали в шторм, страшно было?

Ну, неприятно. Укачивает всех, только по-разному. Больше всего расстраивало, что откладывались измерения. И что могу не всю работу успеть сделать. Но, сразу скажу, я не попадал в шторм высотой волн 20-25 метров. Из тех, кто в него попадали, далеко не все вернулись. Раз в полтора года пропадают суда – без всяких видимых причин. А если верить регистру Ллойда, у нас каждую неделю на планете гибнут суда. В основном, конечно же, по природным причинам, а не из-за пожаров, например, или из-за того, что на рифы налетели. Суда стали больше, комфортабельнее, пожарные тревоги срабатывают, огнетушители есть, техника современная. А шторма... С ними ничего не сделаешь.

Справка

Волны-убийцы называют еще блуждающими волнами, волны-монстры, белая-волна, волна-разбойник, чокнутая волна, волна-злодейка. Это гигантские одиночные волны. Обладают нехарактерным для волн поведением. Появляются внезапно.

Факты

1 января 1995 года на нефтяной платформе «Дропнер» в Северном море впервые с помощью приборов зафиксировали волну, высота которой составила 25,6 метра. Эта волна-убийца даже получила имя – волна Дропнера.

В 1995 году, после первой официальной фиксации волны-убийцы, ученые начали исследования – проект назвали «Максимальная волна». С помощью спутников Европейское космическое агентство за три недели зафиксировало по всей планете более 10 волн-убийц. Их высота превышала 25 метров.

Волны-убийцы могут проявляться как гребнями, так и впадинами. Это подтверждают очевидцы.

7 февраля 1933 года на корабль «Рамапо» (ВМС США) обрушилась волна высотой 34 метра.

Апрель 1966 года - итальянский трансатлантический лайнер «Микелянджело» в средней Атлантике подвергся удару белой волны. Двух пассажиров смыло в море, 50 пострадали.

Декабрь 1991 года- советский траулер «Картли» подвергся удару волны-убийцы у берегов острова Гиа. Погибли 4 члена экипажа.

11 сентября 1995 года - трансатлантический лайнер «Куин Элизабет 2» в Северной Атлантике зафиксировал 27-метровую волну.

2004 год – датчики лаборатории ВМФ США зафиксировали в Мексиканском заливе волны высотой 20 метров и шириной 200 метров.

2006 год – ученые из института U. S. Naval Institute выдвигают гипотезу, что волны-убийцы могут быть причиной пропажи низколетящих самолетов и вертолетов, которые были задействованы в учениях военно-морских сил США.

Цитата

В университете Глазго составлен каталог недавних морских катастроф, вызванных волнами-убийцами. Из 60 сверхкрупных судов, затонувших в период с 1969 по 1994 год, 22 грузовых судна длиной более 200 метров стали жертвами гигантских волн. Они проламывали главный грузовой люк и затапливали главный трюм. В этих кораблекрушениях погибло 542 человека. В большой опасности оказываются и нефтяники, так как добыча постепенно перемещается на океанский шельф, а при проектировании нынешних морских платформ и плавучих буровых существование гигантских волн-убийц явно не бралось в расчет.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2004).

Волна-убийца должна быть в два раза выше, чем все окружающие ее относительно высокие волны
Фото: Скриншот видео

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER