Откуда взялся головной убор кокошник и почему он так называется
Очаровательные люди и заядлые болельщики Дмитрий Игнатюк, его жена Инна и племянник Юрий, ставшие настоящим хитом в среде болельщиков и мемом* после того, как они засветились с хот-догами на трибунах «Лужников», не теряют популярности. Их акция «Сжуем за Россию!» перед матчем нашей сборной со сборной Хорватии, мемы в Интернете, граффити — вокруг действительно милых и, ко всему прочему, еще и азартных людей развернулась настоящая буча.
Но главное, она спровоцировала подлинный бум на кокошники. Их носят теперь и мужчины, и женщины, раскупая десятками. И хотя сувенирка с символикой чемпионата мира вообще пользуется большим спросом, кокошник стал истинным трендом. Откуда он взялся и почему его носили на Руси, рассказала искусствовед Юлия Семенова.
— «Кокошь» — это курица, наседка, это древнерусское слово. Кокошники носили на голове только замужние женщины, которым ее положено было покрывать, чтобы спрятать волосы. Незамужние девушки носили на голове венцы. Они, в отличие от кокошника, волос не закрывали. У кокошника было много различных «прочтений» — то есть много разных форм. Но самой известной, конечно же, была форма шапочки с днищем, к которой прикреплялся как называемый «гребень», очелье — высокая часть головного убора. Этот гребень украшали как могли, насколько хватало воображения: расшивали жемчугом и бусинами, бисером, кто побогаче — драгоценными камнями, обшивали бархатом, а сверху иногда накидывали на кокошник тонкую ткань, которую крепили под подбородком.
То, что кокошники носили уже в Х веке, — это точно. После Петра, конечно, их позволено было носить только представителям крестьянства, мещанам и купцам. Остальных император с боями, но «европеизировал». Постепенно кокошник стал не более чем частью национального костюма и перестал символизировать социальный статус женщины.
Кокошник идет практически всем: он визуально вытягивает лицо и фигуру. Модница Екатерина Великая любила позировать в кокошнике живописцам, Николай I полагал, что женский «придворный» костюм должен представлять собой платье в русском стиле и на голове — кокошник для замужних и повязку для незамужних дам. Ну а Мария Федоровна обожала бриллиантовую тиару в виде кокошника, да и сестра ее Александра носила такую же, и эту драгоценность называли русской тиарой-кокошником.
Историк Михаил Воробьев добавляет:
— Известна история, как при дворе Николая II высший свет нарядился в костюмы «а-ля рюс» и реальные персонажи стали прообразами для картинок на колоде карт — одной из самых известных сегодня. Костюмированный бал состоялся на Масленицу в 1903 году, и жена Николая Александра Федоровна придумала, что силами фотографов нужно запечатлеть для потомков всех участников бала, причем именно облаченных в исторические костюмы XVII века. Колода карт «Русский стиль» появилась к 1903 году, ими пользуются и сейчас. Рассмотрите костюмы: дама червей, боярыня XVII века, «списана» с сестры Ксении Александровны; дама треф, крестовая, — старшая сестра императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича Елизавета Федоровна, изображающая княгиню XVII века. Боярыня, пиковая дама, — княгиня Зинаида Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон, а дама бубновая имеет в качестве прототипов сразу трех дам: в ней слиты черты графини Александры Дмитриевны Толстой, фрейлины императрицы, княгини Веры Кудашевой и Софии Дурново, урожденной княжны Волконской.
То, что кокошник переживает «футбольный бум», отрадно. Он абсолютно русский, наша «фишка», и то, что скупающие кокошники болельщики увезут его с собой на память, — очень здорово.
Мем* — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и так далее.
Кстати, в поселении Щаповское 5 июля открыли выставку национальных костюмов «Мелодия в русском стиле».
Что покупают болельщики
Хит спроса сегодня - спецверсии кокошников в цветах триколора около 1000 рублей. Расшитые бусинами кокошники стоят от 1200 до 2000 рублей, картонные китайские версии - не дороже 200 рублей.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Богатыри в кокошниках
Колонка обозревателя "ВМ" Екатерины Рощиной
Так приходит слава: в одну минуту обретаешь неслыханную популярность, центральные газеты берут интервью, фото растащили по всему интернету как мем*, и вот того и гляди позовут к Малахову. В Москве на стене гаража появляется гигантское граффити: они, красавцы. В кокошниках. А вчера их не знал никто (далее...)