Трофейный танк снова готов принять бой
Итальянский танк L6/40, созданный компанией Fiat-Ansaldo, приветствует журналистов ревом двигателя. Его угрожающий рык отлично слышно уже на подходе к выставочному комплексу. По плацу он двигается неспешно, чтобы мы смогли рассмотреть каждую его деталь. За все время таких танков было выпущено всего 283 экземпляра. Судьба того, что находится в парке «Патриот», уникальна.
— Эта машина давно стояла в нашей экспозиции, но была в таком состоянии, что нуждалась в реставрации, — рассказывает старший инструктор по технико-технологической работе с музейными экспонатами Василий Евстафьев, сидя за рычагами управления танком. — Подобные экземпляры теперь можно увидеть преимущественно на постаментах. Этот же танк единственный из оставшихся в мире, который находится на ходу, причем практически все его детали — оригинальные.
Его, как победный трофей, прислали из Германии в Кубинку, где во времена Великой Отечественной войны находился испытательный полигон. Он лежал на днище, без четырех катков, которые, скорее всего, потеряли при транспортировке. Реставраторы около полугода трудились, чтобы привести L6/40 в порядок. Результат превзошел ожидания. Удалось сохранить оригинальный двигатель, сиденья, коробку передач, рычаги управления... Проще сказать, какие комплектующие в итоге заменены.
В ближнем бою подобные орудия, конечно, не использовали. Габариты не те: 3,8 метра в ширину и почти 2,2 метра в высоту. Наиболее крепкая броня, 40 миллиметров, на башне, где сидел командир и наводчик оружия в одном лице, в нижней части — 6 миллиметров. Из орудий есть 20-миллиметровая пушка и спаренный с ней 8-миллиметровый пулемет. В кабине могли разместиться всего двое. Места внутри, как можно догадаться, не так уж и много. Выйти наружу можно из люка, который находится на боковой части танка. Даже Василий Евстафьев, человек подготовленный, делает это не столь быстро.
— Итальянское руководство, которое воевало на стороне Германии, рассматривало L6/40 как легкий быстроходный разведывательный танк, — говорит экскурсовод Вероника Иошкина. — Его активно применяли и для поддержки пехоты. Этот танк вражеские войска использовали в боях под Сталинградом в 1942 году. У нашего экспоната есть штыревая антенна. Не все из танков этой модели оснащались радиостанциями, их можно было увидеть только на тех машинах, где были военачальники. Поэтому мы полагаем, что данный экземпляр — командирский.
Еще одна уникальная особенность этого танка — восстановленные рисунки на корпусе. Если их правильно прочитать, можно узнать о нем всю информацию.
— На башне можно увидеть картинку, напоминающую пуделя, — продолжает рассказ Вероника Иошкина. — Это принадлежность к 67-му Берсальерскому батальону 3-го кавалерийского полка. Здесь же располагается синий прямоугольник, разделенный диагональной белой полосой: прямоугольник означает принадлежность танка ко 2-й роте, полоса — 5-му взводу.
Когда только подходишь к музейному комплексу, замечаешь статичные экспонаты. Увидев технику, сошедшую с постамента и рассекающую по площадке, зрители были в полном восторге. Василий Евстафьев видит это и поддает газу.
— Я давно интересуюсь военной техникой, но про этот конкретный танк знаю не так много, — говорит москвич Дмитрий Попов. — Теперь появился повод прочитать историю итальянского L6/40.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Филиппов, начальник отдела реставрации и ремонта техники и экспонатов:
— В процессе реставрации возникали трудности. Были сложности с катками, двигателем, но мы с ними успешно справились. Судя по корпусу, на котором нет серьезных повреждений, машина была захвачена. После реставрации мы максимально приблизили вид танка к тому, что собирали на заводе в годы войны. И очень довольны результатом проделанной нашими специалистами работы.
КСТАТИ
Красная армия во время Великой Отечественной войны активно использовала в боях трофейную технику. Среди самых популярных были танки LT vz.38 производства Чехословакии и немецкий средний танк «Панцеркампфваген III». Отремонтированные машины отправляли на фронт.