Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Акела промахнулся. Как вычисляли шпионов в Советском Союзе во время Холодной войны

Общество
Акела промахнулся. Как вычисляли шпионов в Советском Союзе во время Холодной войны
11 сентября1983 года. Захват Лона Дэвида Аугустенборга на последней стадии операции «Акела промахнулся» / Фото: Из личного архива.
На пике Холодной войны с Америкой, ровно 35 лет назад, во 2-м главном управлении КГБ СССР был создан спецотдел по противодействию центральному разведуправлению США.

Шпионы были, есть и будут, пока наш мир негласно разделен на конкурирующие, противоборствующие стороны.

Сегодня «Вечерка» вместе с полковником КГБ в отставке Александром Тихоновым вспоминает одну из самых удачных операций наших контрразведчиков. В 1983 году Тихонов был старшим оперуполномоченным 2-й службы Управления Комитета госбезопасности по Ленинградской области, одним из участников и организаторов этой операции.

Акела промахнулся. Как вычисляли шпионов в Советском Союзе во время Холодной войны Александр Тихонов, старший оперуполномоченный КГБ / Фото: Из личного архива.

— Московские парки всегда были в фаворе у иностранных разведок. Там легко заложить контейнер, нетрудно объяснить место закладки агенту. Спецслужбы в то время практиковали закладки контейнеров на перспективу, на случай возможной успешной вербовки агента, — рассказывает Тихонов. — Пересекать границу с деньгами, с заданием было опасно. А тут после вербовки агент возвращается домой, изымает тайник и приступает спокойно к своей новой работе. Тогда использовали макеты камней.

Хотя риск, что кто-то случайно обнаружит нестандартный булыжник, был, конечно, тоже. В полости контейнера укладывали один и тот же джентльменский набор: деньги, шифровальные таблицы, указания о времени и частотах для приема радиопередач, фотокассеты с микропленкой и сопроводительное письмо для человека, который нашел шпионский контейнер случайно.

— Примерно такой стандартный текст: «Товарищ, возьми деньги. Но все остальное забрось как можно дальше и глубже, чтобы не возникло проблем ни у тебя, ни у нас», — вспоминает Тихонов. — Наша операция началась с обнаружения как раз такого контейнера.

Теплой июльской ночью прямо на берегу Измайловского пруда, недалеко от 50-метрового колеса обозрения, под раскидистым кустом контрразведчики нашли макет каменного угля, в полости которого обнаружился тайник.

— Наши за парками приглядывали, ну и вот. Бывали случайности, но в большей степени такие находки — это результат оперативно-разыскной деятельности, — поясняет бывший контрразведчик.

На агента, которому предназначалась информация, устроили засаду. Не сразу, но объект все-таки появился — под прикрытием темноты. Им оказался Юрий Васильевич Павлов, сотрудник ленинградского НИИ Арктики и Антарктики.

Атомные интересы

Охота на ученых-атомщиков идет и сегодня. Павлов долгое время занимал один из руководящих постов инспекции Морского регистра СССР, посещал режимные предприятия, имел доступ к секретным документам.

— Ему было около 50. Такой обиженный, недооцененный, по его собственному мнению, научный работник. Во время допроса он рассказал об интересе, проявленном к нему ДНБ, разведкой Германии, — Тихонов вспоминает материалы уголовного дела, лично с фигурантом ему не приходилось встречаться. — Московские коллеги поняли, что задержанный агент многое утаил.

Поэтому Павлова отпустили, но под наблюдением, о котором он не догадывался. Позднее, в ходе оперативно-разыскных мероприятий, выяснилось, что Павлов самостоятельно вышел на контакт с иностранной разведкой. В одной из научных экспедиций на борту судна «Профессор Визе» Юрий Васильевич добрался до норвежского порта Олесунн. Там написал письмо в консульство ФРГ с перечнем своих информационных услуг и подробным изложением маршрута научной экспедиции.

Тогда как раз закончилось строительство большого тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров». Все, что было связано с атомными установками, применением их в военной области, было для иностранных разведок чрезвычайно интересно.

После нескольких встреч с немецкими разведчиками на ученого-атомщика вышли американцы и «перекупили» его. Павлов получил позывной «Рольф Даниэль».

Конечно, после первой же встречи с контрразведчиками карьера у Павлова пошла на спад. Его отстранили от секретных документов и ограничили круг деятельности незначительными проектами.

Символы и знаки

Вместо Павлова на контакт с ЦРУ вышли сотрудники КГБ. Согласно изъятой в тайнике инструкции, в арке дома по Кронверкской улице, 16, в Ленинграде появилась цифра 2, нарисованная губной помадой. Это означало, что агент готов работать. Каждое действие агента необходимо было подтверждать цифровым сигналом. Изъял тайник — нарисовал двойку в определенной подворотне. Заложил тайник — опять изобразил двойку, но уже в другом, заранее обговоренном месте... Но о передаче подробного задания агенту должна была сообщить в Ленинграде супруга вице-консула консульского отдела Лона Дэвида Аугустенборга — Дениз Аугустенборг.

— Прямых контактов никогда не было. На Владимирской площади она просто поставила машину, капотом к церкви, что означало — тайник с конкретным заданием для Павлова будет опять заложен в Москве. Вот теперь уже наши коллеги из 2-го Главного управления КГБ наблюдали в Измайловском парке сам процесс закладки.

«Волшебный камень» оставил помощник атташе по вопросам обороны при посольстве США в СССР Алекс Грищук, — Тихонов смеется, вынимая из пожелтевшего конверта небольшую стопку черно-белых фотографий — иллюстраций исторического дела.

Задание ЦРУ для Павлова содержало 44 вопроса. А получить подробные ответы на них американцы собирались в Северной столице. 10 лет в городе на Неве не проводилось операций подобного масштаба. В Москве больше людей, проще затеряться. И вдруг американцы решились. Уж больно идеальным показалось им выбранное для изъятия контейнера место — загородная автомобильная трасса среди ровного поля, местами поросшего редким кустарником. Это был 40-й километр Приморского шоссе, кодовое название — «Сорок» — немного не доезжая до пересечения с Выборгским шоссе.

— Контейнером должна была стать железная смятая банка из-под консервов. Рядом с километровым столбом на дороге контейнер необходимо было уложить под грязную просмоленную бумагу, чтобы случайный человек ее не подобрал. Так мы и сделали, измазали все красиво смолой, — кивает на фотоснимок полковник. — Информация, которую ЦРУ запросили, значилась как особо секретная. Поэтому иного варианта, нежели взять сотрудников ЦРУ с поличным, у нас не было.

Акела промахнулся. Как вычисляли шпионов в Советском Союзе во время Холодной войны Допрос четы Аугустенборгов в УКГБ Ленинградской области / Фото: Из личного архива.

Взяли тепленькими

Финальная развязка этой операции за годы, само собой, обросла всякого рода фантазиями, легендами и слухами. Писали о привлечении метростроевцев для сооружения тоннеля в чистом поле, о взрывах в соседнем лесу. Будто бы таким образом контрразведчики пытались напугать ненужных свидетелей из числа грибников, чтобы не приближались.

— Все чепуха, ничего подобного не было, — признается экс-контрразведчик. — Сам выезжал и принимал участие в обсуждении, как лучше организовать засаду. Трасса шла прямо на консульскую дачу, где американцы отдыхали. Все у всех на виду. Для нас, наоборот, было важным поменьше привлекать любое стороннее внимание.

Чтобы подготовиться к спецоперации, под Выборгом, на территории военного городка, оперативная группа отрабатывала свои действия до мелочей: как быстро подобраться к машине, как не позволить шпионам успеть ретироваться. Кто-то предложил прямо у контейнера капкан выставить. Эту идею сразу же отвергли: хоть и враги, но все же негуманно как-то. И тогда пришло решение построить подземный бункер. Вырыли два небольших бункера прямо у шоссе (3 метра в ширину и 1,5 метра в высоту, воды грунтовые близко, залив рядом, глубже нельзя) обычными штыковыми солдатскими лопатками за одну ночь сами оперативники. От связи по рации сразу отказались как от ненадежной — дипломаты имели возможность настроиться на волну контрразведчиков. А связь была нужна... В леске, на противоположной от поля стороне, через шоссе, чекисты изобразили военные учения и штабную палатку поставили.

— Коллега привез маленькую собачку — такую кроху — и поманил ее через узкую трубу — водосток, проходящий под шоссе, куском мяса. К собачке кабель телефонный прицепили, так связь полевую наладили, — улыбается Александр Тихонов. — Еще специальный тросик к контейнеру приделали. Контейнер поднимаешь, и тут же сигнальная ракета взлетает.

Последние недели перед операцией были напряженные, нервные во всех отношениях. Именно в те дни в небе над СССР случился большой политический скандал. Южнокорейский «Боинг», нарушивший нашу границу и не отвечавший на запросы военных, был сбит советским истребителем. Не обошлось и без несчастного случая в семье Аугустенборгов — Дениз облила свою годовалую дочь кипятком.

— Мы думали, что цепь этих событий сорвет операцию. С другой стороны, для нас, когда Советский Союз в открытую стали называть исчадием ада из-за 300 погибших южнокорейцев, провалить операцию стало абсолютно недопустимо. Но непробиваемых американцев от работы ничто не отвлекло, — удивляется и сегодня контрразведчик.

И вот 9 сентября 1983 года оперативники заложили тайник, метку в виде цифры 2 поставили на углу дома № 1/79 по проспекту Добролюбова (в качестве подтверждения закладки).

10 сентября все участники захвата распределились по своим местам. До начала операции пришлось ждать еще 19 часов: кому-то в палатке в лесу, кому-то в тщательно замаскированных в кустах автомобилях, а кому-то — скрючившись в подземных бункерах.

Главная роль по обезвреживанию шпионов отводилась крепкому сотруднику, засевшему в бункере.

11 сентября в 11:30 к 40-му километру Приморского шоссе подъехала чета Аугустенборгов со своей малолетней дочерью.

— Все выглядело как случайная остановка на обочине. За рулем сидел Лон. Дениз вышла из салона через заднюю дверь с детским пледом. Мимолетное движение — она как будто вытряхивала грязь — и плед падает на контейнер. А когда Дениз его поднимала уже вместе с контейнером, все мы и подоспели — по сигналу ракеты Александр вместе со своими товарищами буквально вылетели на оперативных «Жигулях» из леса. Аугустенборга обездвижил удушающим приемом тот самый крепкий боевой товарищ. Дениз же в растерянности с черными от смолы пятнами на лице и руках предстала как раз перед Тихоновым.

Семейную пару развели по двум автомобилям. Сработали настолько стремительно и тихо, что и ребенок не успел испугаться. Так и заснул доверчиво на плече одного из контрразведчиков.

— За 20 минут доехали до Литейного, 4, никогда таких рекордов ни до, ни после я не припомню.

Между собой оперативники назвали эту операцию «Акела промахнулся». Еще в самом начале разработки Аугустенборга окрестили кличкой «Акела» (как знаменитого волка из сказки Киплинга «Маугли»).

Об успехах операции в газете «Правда» появилась вскоре небольшая заметка.

Павлов прочел новость и поспешил к американскому консульству — искать убежище у своих заграничных хозяев. Не успел. Пришлось продажному ученому отсидеть 15 лет за шпионаж и измену Родине.

Супруги Аугустенборг были высланы из СССР. Проводы им коллеги по цеху организовали веселые, с песнями и хороводами в аэропорту.

Провожал своих «подопечных» почти до самого трапа самолета и Александр Тихонов. Вместе со своим четырехлетним сыном. Тот с интересом наблюдал за шумной иностранной толпой и, не выдержав, спросил:

— Папа, а это и есть шпионы?

В Советском Союзе даже маленькие дети своих врагов узнавали в лицо…

СПРАВКА

О дальнейшей судьбе главных фигурантов известно немного. Юрий Павлов, предатель СССР, в начале 90-х годов был реабилитирован новой демократической властью и как «борец с режимом» досрочно отпущен на свободу. Недолго думая, Юрий Васильевич отъехал на постоянное место жительство в США. Там его след и потерялся. А Лона Дэвида Аугустенборга, как стало известно нашим разведчикам, принимал в своей резиденции во время завтрака президент Рональд Рейган. Утешал и даже отблагодарил какой-то медалькой.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.