Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Мозги мегаполиса. Как умные технологии влияют на жизнь людей в разных странах

Технологии
Мозги мегаполиса. Как умные технологии влияют на жизнь людей в разных странах
Панорама Москвы будущего. Группа экспертов «Лаборатории Касперского» спрогнозировала, как будет выглядеть столица через 30 лет
Умные города начали соревноваться друг с другом. Недавно эксперты опять подсчитали количество пядей во лбу каждого из мегаполисов и расставили всех по ранжиру.

Многостраничный отчет об исследовании «Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан?» опубликовала консалтинговая компания McKinsey & Company.

В течение нескольких месяцев ее сотрудники изучали реальный уровень использования жителями мегаполисов всяких разных «умных решений», которые предлагает им город. В перечень попали: заказ такси через интернет, электронные госуслуги и медицинская регистратура, присутствие мегаполиса в соцсетях, состояние велопроката, инструменты гражданской активности, каршеринг и т. д.

В общей сложности исследование охватило 50 ведущих городов мира, из которых наиболее пристальное внимание уделили 15, в число которых попали Дубай, Гонконг, Мехико, Москва, Нью-Йорк, Сан-Паулу, Сеул, Сингапур, Шанхай и другие.

Главный вывод исследователей: умные технологии не только вошли в плоть и кровь жителей (наиболее популярными решениями уже пользуются более 70% из них), но и серьезно влияют на нашу с вами жизнь. Например, на 8–10% уменьшают смертность, на 20–35% оперативнее заставляют реагировать городские службы на всякие чрезвычайные ситуации, на 15–20% сокращают время по пути на работу и обратно, снижают заболеваемость на 8–15%, да еще и уменьшают выбросы парниковых газов (на те же 15%). В общем, можно себе представить, как волшебно преобразится наша жизнь, если означенными технологиями начнут пользоваться поголовно все — от младенцев до глубоких старцев.

Что касается конкретной включенности продвинутых технологий в людскую жизнь, то безусловным победителем тут стал Шанхай, в котором ими пользуются более 40% населения (из них больше половины — взрослые). Москва разделила «серебро» с Сингапуром, Дубаем, Гонконгом, Сан-Паулу, Сеулом, Мехико и Нью-Йорком — 30–40% пользователей, больше трети из которых — люди в возрасте. Но это, так сказать, командный зачет. Расклад по конкретным «дисциплинам» несколько иной.

Пьедестал почета

Довольно ожидаемо Москва стала абсолютным лидером в номинациях «госуслуги», «виртуальная медицинская регистратура» и «гражданская активность».

По части оцифровки всевозможных бюрократических телодвижений российская столица оставила далеко позади и стремительно развивающийся Дубай, и жаркую Барселону, и Гонконг, и даже появившиеся практически одновременно (аж восемь лет назад) порталы госуслуг Нью-Йорка, Берлина и Лондона.

Первое место в электронно-медицинском состязании Москва одержала в упорной борьбе с Парижем, который буквально дышал нам в затылок: 55 и 50% пользователей среди населения, 145 и 114 посещений сайта на 1000 жителей в месяц и т. д. Зато от остальных участников гонки паре лидеров удалось оторваться весьма существенно: третьим пришел к финишу Дубай с показателями 29% и 13 посещений соответственно. Хотя, может, у них там люди здоровее?

Третье «золото» мы получили за инструменты гражданской активности (цифровые платформы, позволяющие людям участвовать в голосованиях и принятии решений, сообщать о различных мелких проблемах, подавать заявки на услуги и т. д.). В нашем варианте — это всем известные сайты «Активный гражданин» (2,1 млн пользователей) и «Наш город» (1,2 млн пользователей). Борьба шла с Джакартой и Сан-Франциско, но российская столица взяла числом и умением. По статистике, в Москве 90% проблем, о которых сообщают жители, решается в течение восьми дней. Для сравнения: заявки на устранение перебоев с уличным освещением, которые подаются через нью-йоркский аналог «Нашего города» (портал NY311), по плану должны исполняться в течение 10 дней; а выбоины на дорогах тормозят процесс реагирования на срок до 30 дней.

Кстати, список проблем, с которыми обращаются на «жалобные» порталы жители практически всех мегаполисов, стандартный: выбоины на дорогах, неисправности уличного освещения, переполненные мусорные контейнеры, плохая работа общественного транспорта, граффити на стенах…

Почетное второе место обеспечили Москве онлайнсервисы заказа такси. Стоит сказать, что услуга эта появилась в большинстве крупных городов практически одновременно и серьезно облегчила жизнь людей. О чем, естественно, свидетельствует статистика. Например, в Москве в итоге количество поездок на такси выросло на треть, время прибытия машины к клиенту сократилось с 30 минут до 4–5 минут, а стоимость поездки снизилась как минимум на 35%.

Но в этой номинации нас все же опередил бразильский Сан-Паулу, вырвавшись вперед на показателях использования сервиса жителями(82% против наших 81). Зато московские пассажиры оказались самыми благодарными, показав рекордную степень удовлетворенности услугой (95 из 100) и опередив по этому показателю все мегаполисы мира.

Мозги мегаполиса. Как умные технологии влияют на жизнь людей в разных странах Так видели столицу 2114 года художники кондитерской фабрики «Эйнем» в 1914 году

Среднее урбаническое

Крепким середнячком выглядит столица еще в трех номинациях: «платформы и приложения для велопроката» (7-е место), «приложения для парковки» (5-е) и «соцсети для локальных групп» (6-е).

На великах нас обогнали как безусловный лидер номинации Шанхай, так и участники гонки помельче — от Барселоны, Парижа и Нью-Йорка до Сеула и Лондона.

С Шанхаем, кстати, все понятно. Лидеру помогли и традиционная любовь китайцев к двухколесным (велопрокатом тут пользуются 81% жителей против наших 14), и количество велосипедов на 1000 душ (64,1 против наших 0,2), и система аренды колесного транспорта, не привязанная к велостанциям. Кстати, по мнению аналитиков, будущее именно за такими бесстанционными схемами велопроката. Их стали разворачивать в мегаполисах последние 3–4 года. И по крайней мере две китайские компании, внедрившие эту систему в жизнь, всего за полгода сумели увеличить число своих пользователей в 40 раз — с 10 до 400 миллионов.

По части парковочных приложений мы уступили другим мегаполисам во всеохватности. Так, если в Шанхае, Гонконге, Сингапуре и Барселоне ими пользовался хотя бы раз каждый автомобилист, то у нас этот показатель равняется лишь 0,85.

Под соцсетями для локальных групп подразумеваются приложения и платформы, которые объединяют людей с общими идеями и помогают им налаживать контакты. Это могут быть приложения для соседей, платформы для общения по интересам, знакомств, волонтерской работы, сбора благотворительных пожертвований и т. д. Вещь, говорят, очень полезная, ведь доказано, что социально активные люди живут дольше угрюмых затворников, а одиночество вредит здоровью так же, как и выкуривание 15 сигарет в день. Кроме того, сильные социальные связи улучшают работу мозга и минимизируют потерю памяти. У нас такими «пассивными курильщиками» значатся 77% населения — ведь всего 23% москвичей сообщили, что пользовались приложениями для общения с другими горожанами.

Для сравнения: в Гонконге, победителе этого рейтинга, таких активистов оказалось 32%. Чуть меньше общаются в Нью-Йорке и Дубае (по 31%), Лондоне (27), Сингапуре (24 ).

Некрутой маршрут

Есть, впрочем, и позиции, которые Москве еще стоит подтянуть. К таковым, например, можно отнести сервисы для совместных поездок (9-е место рейтинга). Такие приложения дают возможность нескольким пассажирам скооперироваться и «оседлать» один автомобиль для передвижения в подходящем направлении. Сервис помогает выбрать оптимальный маршрут, сравнивая заявки с данными о наличии свободных мест. В российской столице такими приложениями пользуются 13% жителей.

В Шанхае — 56%, Мехико — 52, Сингапуре — 48, Нью-Йорке — 44 и т. д. Кстати, администрации многих городов, понимая, что совместные поездки могут улучшить не только ситуацию на дорогах, но и экологию, активно поощряют развитие таких сервисов.

То же 9-е место получила столица и в номинации «присутствие города в соцсетях». Как известно, такие платформы позволяют напрямую обращаться к тому населению, которое не пользуется другими сервисами, а заодно и получать от них обратную связь. Как отмечают исследователи, самые популярные страницы мэров написаны в неформальном тоне, без всякого официоза и канцеляризмов, содержат личные обращения к жителям и эмоциональные суждения. Кстати, контент и стиль общения на популярных страницах городов в соцсетях поддерживают такой же живой характер. Спросив у жителей мегаполисов, посещали ли они в последние полгода страницу города в соцсетях, исследователи выяснили, что чаще всего это делали обитатели Джакарты (63%), Шанхая (45%), Мехико (45) и СанПулу (44). Среди москвичей городской аккаунт посещали 18%.

«Десяточку» впаяли нам за услуги каршеринга. Подвела статистика: в городе-лидере Шанхае им пользуются 31% горожан, в Сеуле — 26, НьюЙорке — 25, Берлине — 23, Париже и Дубае — 20. В Москве таких насчитали 15%.

Впрочем, по некоторым оценкам, каршерингу в его нынешнем виде осталось жить недолго. Ситуация изменится уже через несколько лет, с появлением машин-беспилотников. Тогда, предрекают исследователи, каршеринг сольется в экстазе с онлайн-извозом и породит новый вид городских поездок — роботакси.

И совсем уж в хвосте у остального мира (14-е место из 15) мы плетемся по части внедрения всяких умных счетчиков, состыкованных с мобильными или компьютерными приложениями.

Цель таких девайсов — отслеживать потребление ресурсов в режиме реального времени, помогать пользователям лучше понять свою модель потребления, оптимизировать платежи и т. д.

Сюда же относят и умные термостаты, которые позволяют удаленно контролировать и программировать температуру в помещении через планшет, смартфон или компьютер. Термостаты подключаются к домашней системе отопления, вентиляции и кондиционирования и могут автоматически регулировать температуру с учетом поведения человека.

В большинстве городов-победителей внедрение таких гаджетов стимулирует государство. Победителем в номинации стал опять Шанхай: 37% его жителей контролируют таким образом потребление электричества, 32 — воды, 30 — тепла. На втором месте — Дубай (28, 25 и 22 процентов соответственно), на третьем — Гонконг (20–14–22). В Москве это соотношение выглядит так: 7–8– 5. Меньше оказалось лишь в Берлине (5–2–10).

Что же из этого следует? Следует делать выводы.

Прогресс не стоит на месте, технологическая планка задирается все выше, и городские власти по всему миру стараются соответствовать. Ведь 70% умных решений, приведенных в отчете, оказались в ведении госсектора. Который, похоже, все активнее понимает, что экономия нашего времени, нервов, энергии и денег оборачивается для него сплошной нирваной и беспроцентным кредитом доверия. А от таких вещей добровольно не отказываются.

ЛОЖКИ ДЕГТЯ

У умных городов есть и противники. Они считают, что эта концепция рассчитана на человека с современным гаджетом и всеми установленными приложениями. То есть некоторые группы жителей просто не учитываются, что ведет к новому, «цифровому» неравенству.

Кроме того, в руках технологических корпораций и городских властей окажется огромное количество персонализированной информации о жителях, чем могут воспользоваться нечистые на руку персонажи — от маркетологов и промоутеров до криминальных элементов.

КСТАТИ

Кремль инициировал запуск программы отслеживания реакции региональных властей на жалобы россиян в соцсетях. Новая система мониторинга «Инцидент менеджмент» позволяет отслеживать информационные поводы в «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter и «Одноклассниках» и реакцию сообществ на действия властей. Отрабатывать каждый «инцидент» местные власти должны будут в течение суток с момента его регистрации в системе.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.