Александра Назарова: Я думала, что в «Няне» буду занята день-два
Роль бабы Нади Александра Ивановна с юмором называет своей «Мулей, не нервируй меня», а своим «Гамлетом» считает роль Софьи Перовской. За плечами актрисы 80 ролей в кино. И 45 в театре, причем в таких знаковых и очень разных спектаклях, как «Бег» и «Лунная соната», «Месяц в деревне» и «Мэри Поппинс», «Калигула» и «Крейцерова соната».
— Александра Ивановна, вы большую жизнь прожили в Москве, но родом-то из Питера. Каким было ваше послевоенное детство?
— Я ребенок закулисный, родившийся в сороковом, и это многое объясняет. Мои родители работали в Театре Ленсовета, я с ними колесила по стране с рождения. С того момента, когда моя мама, родив, повезла меня, крошку, из Ленинграда на Дальний Восток, где в ту пору отец был на гастролях. И тут началась война. А ее окончание мы встретили уже в Нижнем Тагиле. Я это хорошо помню. Рано-рано утром (мы жили в гостинице) на улицу выскочил мужик и стал громко кричать: «Победа!!!» Помню, как мама повела меня по бульвару, на котором было полным-полно народа, все радовались и обнимались. Мы вернулись в Ленинград. Во время войны нашу квартиру заняли, и мы сначала жили в «Октябрьской» гостинице, а потом нам дали комнату в общежитии Театра Ленсовета (он тогда назывался Новый театр). Во дворе стоял дом, разрушенный при артобстреле. И вот в этих руинах мы играли в войну, в прятки. Не менее популярной была игра в фантики. В театре был роскошный буфет, в котором продавали конфеты. За зданием театра была роскошная помойка, туда выносили мусор из буфета, из которого мы выуживали фантики от конфет, бесконечно красивые! Самих конфет мы, конечно, не видели в глаза. Ну а потом нам дали комнату, и мы переехали на Маяковскую, угол Баскова переулка, в великолепный дом. Я, кстати, читала книгу Владимира Путина «От первого лица»: оказывается, мы были соседями, он тоже жил в Басковом переулке, только позже, конечно.
— Коммуналки — особый мир, ни на что не похожий?
— Да, и он слагал наше представление о жизни. В нашей квартире, например, жили 9 семей из разных слоев общества, с различным уровнем культуры, интересами. Просто маленькая модель мироздания. Был в нашей коммуналке и совершенно удивительный персонаж — великолепная Настасья, которая обитала в комнатенке при кухне. Она работала в кафетерии. Простая русская баба, и к ней постоянно захаживали «джентльмены», прикрываясь шляпой, инкогнито, так сказать. Картинка поистине кинематографическая: колоссальная кухня, большая плита, многочисленные хозяйки что-то готовят, варят, громыхают кастрюльками, тазиками, обсуждают новости. И вот через эту кухню в комнатку Настасьи крадется мужик в надежде, что его на этой кухне не заметят. Умереть — не встать!
— А стукачи были? Время-то было тревожное...
— Мы с этим не сталкивались, но прецедент однажды был. У нас в коммуналке уборная была, естественно, одна на всех. Туалетной бумаги в ту пору не было, и рвали аккуратно на квадратики газетку. И как-то я увидела, что поверх стопочки лежит портрет самого Сталина. Я подумала: «Батюшки, как же это нехорошо!», взяла портрет и привесила там же на гвоздик. Что потом началось! Активистка-соседка организовала целое расследование, кричала, что заявит на родителей «куда надо» за измывательство над вождем. А я-то наколола портрет из лучших побуждений! Мама долго извинялась. Да, время было серьезное, и я была напугана
— Родители были за ваше поступление в театральный?
— Они были категорически против! Но я улучила момент, когда их не было в городе, и отправилась поступать. В стране в этот период все были помешаны на песнях Ива Монтана, который приезжал в СССР. Я учила французский. И решила прочитать комиссии Пушкина и спеть песню Монтана. От переживаний запела на октаву выше, из последних сил тонюсеньким голосочком что-то пищала, комиссия сползала от хохота под стол. И меня взяли.
— Как вас встретила Москва? Вы смогли распределиться в Москву из Питера — феноменальный случай!
— Действительно, чуть ли не единственный в истории. Я увидела постановку детского театра из столицы — «Друг мой Колька» Анатолия Эфроса. И потеряла голову. Это была гениальная режиссура. Я поняла, что хочу работать только с Эфросом. И отправилась в Москву, чтобы показаться. И так понравилась Эфросу, что на меня прислали в институт заявку. У Эфроса я проработала три счастливых года, невероятно творческие, много играла. Но вспоминаются именно его ночные разборы полетов: под руководством мастера мы разбирали «Версальскую историю», «Ромео и Джульетту». Позже, когда он уже перешел на Бронную, я увидела многое из того, что когда-то было найдено нами на сцене в Центральном детском. Эфрос — эпоха. Когда он уходил в Ленком, то сказал нам, своим ученикам: «Взять всех не смогу. Давайте постепенно переходить». С ним в основном ушли мальчики, например Лева Дуров. У нас с ним сохранилась дружба на всю жизнь. Кажется, совсем недавно мы с Левой играли в спектакле «Жениха вызывали, девочки?»... Когда Анатолий Васильевич ушел в Ленком, я очень быстро увидела, что переходить уже не обязательно: в театре появилась Ольга Яковлева и другие замечательные актеры. И оставаться в Центральном детском тоже смысла не было — мальчик Мотя из «Белеет парус одинокий» и кошка Флора не являются предметом вечных актерских грез. Была общая попытка показаться на Таганку. Но Любимов развел руками: «Вы замечательные актеры, но это совершенно не моя школа и не мой театр». Он был прав.
— И как раз в этот момент на вас обратил внимание кинематограф?
— Да. Я снялась в картине «Любимая», где сыграла вместе с никому тогда не известным Виталием Соломиным. А снимал фильм режиссер Викторов — тот самый, который потом снимал «Москву–Кассиопею». Это замечательный фильм, я удивляюсь, почему в биографии Соломина он нигде не упоминается... А недавно на фестивале в Питере встретила Свету Дружинину, она тоже вспоминала, как мы вместе там снимались. Вспоминали и нашего партнера Бровкина, который потом стал режиссером картины «Следствие ведут знатоки». Ну а еще я снялась у Райзмана в фильме «А если это любовь». Я сыграла десятиклассницу. С компанией одноклассников крупно повезло — рядом на площадке работали Андрюша Миронов, Женя Жариков… Все они еще учились на четвертом курсе.
— Знаковой в вашей судьбе стала роль Софьи Перовской. Поклонники после выхода фильма одолевали?
— Еще в ходе съемок я познакомилась с человеком, который увлекался народовольцами. Он решил показать мне реальную явочную квартиру. Привел на лестницу в дом на Староневском проспекте под двери квартиры (внутрь его не пустили) и изрек: «А теперь галлюцинируйте!» С тех пор я стала опасаться отдельных поклонников. Ну а потом в Театр им. Ермоловой объявили конкурс. Я его прошла. Страшно подумать — я работаю на этой сцене пятьдесят три года!
— Вы играли в сериалах «Служба доверия», «Таксистка», «Граница. Таежный роман», «Воровка», но кидаться к вам на улице стали после роли бабы Нади в сериале «Моя прекрасная няня».
— Очень милый сериал! Атмосфера была веселая и очень творческая. Сергей Жигунов и Борис Смолкин часто подшучивали друг над другом, и нам доставалось. Мне труднее всего давалось в этом сериале украинское гэканье. Поначалу я думала, что в «Няне» буду занята день-два. Но сериал «пошел»… Зрители требовали новых серий, авторы их придумывали, мою героиню стали все больше и больше включать в сюжет. Но я ведь не только в комедийных сериалах, но и в боевиках снималась. Мне, например, очень дорог сериал «Бригада».Там были замечательные ребята, и все они только начинали — и Майков, и Дюжев, и Вдовиченков...
— Вы большую часть жизни живете в Москве. Вам нравится, как она меняется?
— Я живу на Преображенке. Возраст Москве — к лицу. Особенно мне нравится, что под землю убирают провода троллейбусов. Мы с внучкой, ей десять лет, любим вместе проводить время. (Сын А. Назаровой трагически погиб, когда внучке было два года, мать сдала ребенка в детский дом, и Александра Ивановна теперь воспитывает внучку как собственную дочь, много в нее вкладывая. — «ВМ».) Я с ней переживаю вторую молодость.
— А на даче что-нибудь сажаете?
— Раньше сажала. Яблони выросли, стали огромные. В этом году была там всего раз — некогда, съемки. Сейчас должны начаться еще одни — в фильме «Блогерша».
— Ну а куда поедете отдыхать?
— Собираемся в Болгарию. Я любопытная: люблю смотреть, как люди живут.