Звонят колокола. Где в столице можно услышать самый мелодичный колокольный звон
Благовестники, подзвонные, зазвонные — это все о них, о колоколах. Как и строка из любимой москвичами песни: «Вечерний звон...» — Традиция звукового собрания на богослужения началась с монастырей, — говорит иеромонах Макарий (Комогоров), помощник председателя Издательского совета Русской православной церкви, — в первых монастырях в Египте и Палестине были не колокола, а било. Это доска с ручкой посередине, по ней били молотком в такт Иисусовой молитве, желая собрать братию. Потом этот метод появился и в русских монастырях. А колокола привычной формы пришли в русскую традицию с Запада примерно в ХII веке и быстро распространились. Эти колокола были глухими (играть музыку на них было невозможно) и, в первую очередь, созывали людей на богослужение
Спасо-Андроников монастырь
Один из самых старых колоколов Москвы историки относят к 1690 году. Во время службы с улицы хорошо слышен звон, но и видно, как работают звонари.
Новодевичий монастырь
Из-за цветовых сочетаний красного кирпича и белой декоративной отделки в народе звонницу монастыря прозвали «Кружевная».
Интересная историческая деталь — колокола на протяжении всех трех веков принадлежали исключительно Новодевичьему монастырю, и, несмотря на множественные потери средних колоколов, их мелодичности и музыкальному строю удалось сохранить первозданный звук.
Храм Троицы Живоначальной в Останкине
Тут находится один из сохранившихся колоколов, сделанных Константином Слизовым, который был владельцем колокольного завода в Пушкарской слободе.
Другой сохранившийся колокол работы мастера изначально был в церкви Воскресения Христова в Кадашах, а с 1930-х годов находится в Большом театре.
Храм мученика Иоанна Воина на Якиманке
В советское время большевики часть колоколов отдали из храмов в театры.
В 1990-е годы руководство Московского художественного академического театра решило вернуть колокола церквям. Так колокол конца XVII века работы мастеров из Голландии попал в храм Иоанна Воина.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе
Прихожане этого храма смогли спасти колокола, когда большевики пришли к власти. Есть легенда, что, когда священники рассказали приходу, что колокола будут изъяты, народ покрасил их смолой. Наутро колокола не смогли снять.
Самый большой колокол — благовестник — изготовили в 1794 году на заводе Струговщиковой, весит он 1837 килограммов.
Храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах
С колоколом этого храма произошел уникальный случай — при большевиках его сняли и увезли на хранение в Новодевичий монастырь.
В 90-х годах их раздали по храмам, и колокол вернулся в обитель святителя Неокесарийского.
Храм Вознесения Господня у Никитских Ворот
Коренные москвичи знают этот храм как место, где проходило венчание поэта Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Новая колокольня, построенная в 2004 году по проекту архитектора Олега Журина, выдержана в стиле колоколен XIX века. Колокол весом 10 тонн находится на первом ярусе, чуть поменьше — в 5 тонн — на втором.
На некоторых колоколах остались клейма. Например, видно печать завода «П. И. Оловянишникова сыновья» или завода майорши Зенькович.
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади
Колокола в советское время находились под сценой Дворца Съездов, и в них звонили во время исторических постановок. 25 лет назад благодаря инициативе Игоря Коновалова, звонаря соборов Московского Кремля и храма Христа Спасителя, их привезли в собор. Перевозка пришлась как раз на те дни, в которые происходил обстрел Белого дома.
Храм Флора и Лавра на Зацепе
Храм находится за Павелецким вокзалом. Стоит приехать, чтобы послушать, как старинный пятитонный колокол и современный набор колоколов перебивают мелодичным перезвоном городской шум.
КСТАТИ
Во время Светлой Седмицы на колокольни храмов и монастырей могут подниматься все желающие. Эти дни называют неделей, когда рождаются звонари и умирают колокола.