Колорист Сергей Чижов: «Цвет в кино очень важен для восприятия фильма»
Несмотря на то, что зритель подчас не догадывается о его существовании, именно он придает всем кадрам идеальный цвет, тон и атмосферу. Сергей Чижов сегодня работает как в российском кино, так и в зарубежном. В интервью "ВМ" Сергей объясняет, почему единство цветовой гаммы, ровные перехода света и тени очень важны для картины, ее восприятия зрителем.
– Сергей, на примере своих работ в кино расскажите, пожалуйста: для чего нужен колорист?
– В качестве консультанта по цветокоррекции я помогаю режиссеру фильма выполнять те задачи, которые он ставит. Так, в фильме "Последний грех" Алекса Мельника, получившего немало призов на международных фестивалях, в первую очередь необходимо было привести к одному тону красный цвет, который в некоторых сценах отличался от общего цвета картины.
Также необходимо было придать цветам более холодные оттенки, чтобы усилить трагедию историю. В короткометражном фильме режиссера Валерио Мацареллы "Красный вельвет", где весь интерьер строится на красных тонах, на нюансах красного цвета, я консультировал – как сделать так, чтобы цвет не прыгал по мере изменения ракурсов.
В фильме "Огненная вода" Дэвида Джонсона рассказывается о пьянице. Съемка была ночью – чтобы передать мрак его состояния. И я консультировал, как проводить съемку, чтобы герой не сливался с глубокой темнотой, чтобы были оттенки, передающие его эмоции – от беспробудного пьянства до пробуждения.
– В России с большим успехом прошел фильм Александра Ханта "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов", построенный на двух цветах – красном и желтом. "Злые языки" говорят, что в западном кино этот прием давно используется, и он уже не актуален.
– По этому принципу построен фильм "Красный вельвет". В каждой картине цвет задает зрителю психологический настрой. Он очень важен для восприятия. С помощью цвета можно передать то, что словами не скажешь, и в этих случаях цвет является подтекстом к сюжету. В одних моментах цвет используется как психологическое давление на человека, в других – для передачи позитивных чувств. Но тон задает режиссер.
Замечу, что цветопередача отличается в зависимости от того, где показывается фильм – в специально оборудованном кинотеатре или же по телевизору. В бытовых условиях просмотра цвета передаются не так правильно, как на большом экране. Разумеется, фильм лучше смотреть в специальных кинотеатрах, и в Америке зрители предпочитают ходить в кино, а не смотреть кино по телевизору.
– Сергей, как вы относитесь к реконструкции старых фильмов, к их окрашиванию?
– В большинстве случаев я – сторонник старой версии фильма. Дело в том, что раньше все снималось на черно-белую пленку, и режиссер снимал фильм, исходя из особенностей черно-белого кино. Все фильмы про войну идеально передают ее ужасы именно в черно-белых тонах, и нет смысла их делать цветными. Знаменитый фильм Спилберга "Список Шиндлера" снят в черно-белом цвете, и только в одной сцене – красное пальто на девочке.
– Лично вы участвовали в раскрашивании старых фильмов?
– Да. Фильмы раскрашиваются вручную, и готовую склеенную ленту нужно привести в один тон, без потери качества, сохранив насыщенную цветопередачу.
– Есть ли режиссеры с врожденным чувством цвета?
– Обычный человеческий глаз воспринимает около 100 оттенков, а теоретически способен видеть и различать более тысячи. Люди, которые связаны с цветом, различают в среднем 150 оттенков. Поскольку режиссеру надо следить за картинкой, экспозицией в кадре, то у него вырабатывается обостренное ощущение цвета. Как правило, это приходит с опытом.
– Сергей, как представителю редкой профессии в кино заявить о себе?
– Лучший способ – участвовать в фильмах, которые показываются на международных фестивалях и освещаются прессой. Фестивальное движение очень развито в США, все интересуются новыми работами и отмечают специалистов, которые делают хорошие фильмы. В Америке много режиссеров, которые нуждаются в советах и консультациях специалистов по цветокоррекции. Все хотят выпустить качественное кино.
– Сергей, откуда у вас любовь к кино и выбор такой редкой профессии?
– С детства увлекался рисованием, диафильмами и фотографией. Когда исполнилось семь лет, родители подарили первый фотоаппарат "Смена". И я фотографировал все, что меня окружало. С отцом мы проявляли пленку и изготавливали фотографии самостоятельно – на старом советском оборудовании.
Учась в школе, тоже активно занимался фотографией, интересовался световым и цветовым влиянием на композицию на снимке, общался с более взрослыми ребятами, увлеченными этой тематикой, читал профильную литературу, журналы и статьи. Параллельно с этим увлекался рисованием акварелью и гуашью. Собственно, так прошли мои детские годы, положив начало профессиональной деятельности. А по диплому я – товаровед-юрист.
– Колорист должен хорошо знать технику и технологии кинопроизводства, не так ли?
– Я совершенствовал свои навыки художника и фотографа, параллельно увлекся органической химией, информатикой. А еще компьютерной техникой – собирал и настраивал ее для друзей и знакомых. Это в дальнейшем дало мне базовые знания в программном обеспечении для монтажа, настройки и редактирования профилей мониторов, сканеров, цифровых камер и другой периферийной техники. После окончания вуза работал в полиграфическо-производственной фирме, где обновил свои знания и навыки в области цветокоррекции и освоил на практике взаимодействие различных цветовых профилей и пространств между полиграфическим и печатным оборудованием.
– Были ли у вас учителя по цветокоррекции?
– Мой учитель – Клочков Кирилл Викторович – неисчерпаемый источник знаний в области органических и синтетических пигментов с огромным опытом в области цветоделения и цветокоррекции. Благодаря его опыту и знаниям я значительно расширил горизонты в различных направлениях цифрового применения.
- Сергей, расскажите, об изобретении, связанном с цветокоррекцией в кино, над которым вы работаете?
- Для упрощения и ускорения процесса цветовой коррекции в синематографе я начал использовать такой прием как "определяющая точка", который позволяет контролировать уровень освещенности, насыщенности и определять эталонный цвет в процессе цветовой коррекции киноленты. Данный прием идеален при съемке с использованием нескольких кинокамер, при изменении погодных условий, освещения. Суть приема заключается в помещении в первые кадры на одном вымеренном расстоянии белой пластины на каждую камеру. Параметры данной пластины заранее измерены спектрофотометром, в связи с этим у нас имеется эталон от которого мы отталкиваемся при цветовой коррекции каждого кадра. Данный прием значительно упрощает и ускоряет процесс цветовой коррекции киноленты и позволяет ускорить общий процесс производства картины.
Так же я изготовил конструкцию освещения с использованием ламп трех световых температур, которые при комбинации включения позволяют регулировать освещенность кадра и съемочного пространства, выравнивая параметр освещенности и цвета картинки к эталонной точке, что в последующем ускоряет и упрощает процесс цветовой коррекции киноленты.
- Как много дают художники, их картины для современной цветокоррекции в кино? Изучали ли вы приемы живописцев для своих разработок в цветокоррекции?
- Художники и живопись тесно связаны с цветовой коррекцией, именно благодаря художественному искусству были определены основы цветовой коррекции и стандартов. Одними из моих учителей в области цветового деления и цветовой коррекции так же были профессиональный художник Юрий Жегалин, который научил “чувствовать” цвет и Клочков Кирилл, который помог объяснить процессы цветовой коррекции в цифровом стандарте.
- Техника в кино постоянно развивается, возможностей для режиссеров, операторов становится больше, но при этом качество фильмов оставляет желать лучшего. Насколько грамотная цветокоррекция может улучшить фильм?
- Ситуацию может исправить профессиональный грамотный цветовой корректор (color timer), от него, в большей степени, зависит судьба картины, насколько полно она передаст всю глубину цвета атмосферы киноленты, насколько сильно привлечет взор зрителя красками и глубиной цвета.
- На международных фестивалях немало фильмов начинающих режиссеров черно-белых. Возникает вопрос - может это в целях того, чтобы избежать ошибок со цветом?
- Черно-белый кадр, как и цветной, так же нуждается в цветовой коррекции и играет ключевую роль в данном направлении, зачастую, в черно-белых картинах допускаются ошибки цветовых корректоров в редактировании освещённости заднего фона и элементов на темных участках, вследствие чего эти элементы теряются и сливаются в пятно, что негативно сказывается на конечном восприятии зрителем. Молодые режиссеры выбирают черно-белый формат за более быстрый и простой способ производства картины либо, как прием, который передаст мысль режиссера зрителю.