Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Проверка на дорогах. Таксисты должны работать по правилам, которые устанавливает город

Город
По данным Аналитического центра при правительстве РФ, менее чем за год количество такси на дорогах столицы выросло почти вдвое. Плюсы этого очевидны для каждого горожанина. Цены на услуги извозчиков резко снизились, заказать машину можно в течение пяти-десяти минут, причем она подъезжает практически в любую точку столицы.

Но появились и некоторые проблемы. Журналисты «ВМ» решили разобраться, что же происходит на рынке такси сегодня. В этом нам помогли ведущие эксперты отрасли.

Каждый день столичные госавтоинспекторы фиксируют аварии с участием такси. Не стал исключением и День Победы — 9 мая на территории Новой Москвы перевернулось такси. Пострадал водитель. Почему же происходят аварии, в которых виновными оказываются профессионалы?

Нужно корректировать закон

В конце апреля руководитель столичной полиции Анатолий Якунин доложил общественности о результатах масштабного рейда «Такси»: 70 тысяч оштрафованных водителей, сотни ездивших без прав и подшофе, десятки находившихся в розыске. И пообещал — операция будет продолжена. «ВМ» выяснила, что инициатором облавы стал депутат Госдумы РФ, глава Всероссийской партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков.

— Да, инициировали рейд именно мои многочисленные обращения в МВД и Генеральную прокуратуру, — подтвердил он. — Я требовал проверить полученные сведения о том, что некоторые недобросовестные фирмы в Москве нанимают водителей-гастарбайтеров, не имеющих права на трудовую деятельность в России. Они не являются индивидуальными предпринимателями и не платят налогов. Схема такая: машину фактически берут в прокат, вместе с ней водитель получает разрешение на работу и выплачивает владельцу определенную сумму, а все, что сверх, кладет себе в карман.

И вроде все по закону — разрешение-то есть. Проверка подтвердила эти факты. Более того, выяснилось, что некоторые «таксисты» плохо говорят по-русски, употребляют алкоголь и наркотики.

— Проблема, быть может, кроется в несовершенстве законодательной базы? — Да, это так.

И я подготовил новый законопроект о такси, который Госдума рассмотрит и, надеюсь, примет в конце мая — начале июня. В нем есть много новшеств по сравнению с Федеральным законом № 69 от 2011 года. Были проведены обсуждения со всеми участниками рынка и экспертами.

Важно понять, что с советских времен до 2011 года в этой сфере творился хаос. Мы уже правили закон полтора года назад. Тогда, в частности, изменили порядок начисления штрафов: за одно и то же нарушение нелегалы платили в пять-шесть раз меньше, чем легальные таксисты. А мы предлагаем, чтобы бомбил за нарушения, скажем, штрафовали на 30 тысяч, а легальных таксистов — на пять. Также мы включили в законопроект понятие «диспетчерские службы». Чтобы все играли по правилам. Чтобы все платили налоги в России, а не переправляли деньги за рубеж.

— Вы говорите о так называемых интернет-такси? — Да. Сегодня фактически любой человек может установить себе на смартфон приложение и таксовать. Без выплаты налогов, без требуемой квалификации. Не обеспечивая безопасности людям.

— 14 марта такси фирмы «Везет» врезалось в припаркованный грузовик… Погибла пассажирка Ася Лаврина, пиар-директор «Русской медиагруппы», мама двоих детей.

Владельцы фирмы говорят — это была не их машина… — Скажу вам парадоксальную вещь: это действительно не их автомобиль! И за рулем был не таксист. Поэтому никакой ответственности фирма не понесет, — сожалеет депутат. — Потому что они — не таксофирма, а посредники. Надо прекратить эту порочную практику и вывести нелегалов из тени. Поймите, мы вовсе не стремимся к ужесточению закона. На рынке сегодня происходит много хорошего. Но потребитель рискует — «серые» водители вкалывают без отдыха. Теряется внимательность на дороге, повышается риск аварии. Соблюдение продолжительности работы также оговорено в новом законе.

Как и квалификация водителей: стаж вождения должен быть не менее трех лет, — в заключение подчеркивает Вячеслав Лысаков.

Игра больших чисел

Проблемы, безусловно, есть, как и в любом секторе экономики, который бурно развивается. Но не оценить положительных изменений на московском рынке такси невозможно. Возьмем, к примеру, стоимость поездки. Благодаря появлению новых машин и возросшей в результате этого конкуренции она снизилась в разы. Сегодня поездка в любой столичный аэропорт обойдется меньше, чем в тысячу рублей. Готовя этот материал, корреспондент «ВМ» проехал по всему Дмитровскому шоссе за двести.

— Да, сегодня — такие расценки, — вздыхает таксист Максут Темризов. Он сгорбился за рулем, глаза уставшие, видно, что долго не отдыхал. — Не забывай про бензин, про то, что машину надо мыть и чинить.

Чтобы в кармане осели хотя бы две тысячи рублей чистыми, мне нужно вкалывать часов 12–14.

Жалко? Ну а, скажите, сколько должен получать человек, часто не умеющий ничего, кроме как крутить баранку.

Приехавший в столицу недавно и не способный найти другую работу. Причем ему не обязательно работать без отдыха — просто доход будет меньше. И если человек выбирает деньги, то жаловаться на усталость несерьезно.

Поэтому «серые» таксисты крепко держатся за руль. Официалы, скрипя зубами, подключаются к интернет-посредникам и тоже вынуждены демпинговать.

— Для потребителей ситуация складывается очень неплохо. Время ожидания машины — считаные минуты.

Сегодня голосующий на обочине человек — редкость.

И это — большой прогресс, — считает Александр Шумский, глава проекта «Пробок.нет», эксперт столичной отрасли перевозок.

Ну а количество аварий с участием такси... Их стало больше потому, что выросло количество такси на улицах. Как говорится, чистая математика, игра больших чисел.

И еще важный момент отмечает эксперт: — Все предыдущие годы рынок нелегального такси превышал легальный. А сегодня сложилась уникальная ситуация: «серых» перевозчиков стало в разы меньше, чем официалов, — говорит Александр Шумский.

На самом деле актуальна другая проблема — деятельность фирм, оказывающих посреднические услуги. Выжимая из водителей прибыль, они ни за что не отвечают. И частенько нанимают кого попало, что и подтвердил рейд «Такси».

— За рулем оказываются люди, совершенно не знающие столицу, — отмечает заместитель председателя Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков. — Берутся за любой заказ, но при этом либо включают навигатор, либо откровенно спрашивающие клиента: «Дорогу подскажешь?» Уверен — чистка извозчиков пойдет на благо сфере. И то, что власти всерьез занимаются решением этой проблемы, внушает оптимизм.

Проверка на дорогах. Таксисты должны работать по правилам, которые устанавливает город В разгар рейда дорожная полиция устроила настоящий «чес» — повальную проверку всех подозрительных автомобилей / Фото: Наталья Феоктистова

Полвека за баранкой

Все, кто застал советскую эпоху, наверняка помнят, что тогда абы кто таксистом не становился. Требовались профессиональные права, хорошая водительская репутация и «волосатая лапа» — блат в таксопарке. Чтобы таксиста остановил на дороге гаишник? Нонсенс! Об этом вспоминает профессионал с полувековым стажем Виталий Клюев. Сегодня Виталий Васильевич уже на пенсии, но без любимого дела не сидит: в подмосковной деревне Хрипань он создал собственный Музей такси.

И с гордостью демонстрирует нам свои экспонаты.

Вот кепки таксистов, вот их трудовые книжки и права.

А вот таксомотор «Волга» ГАЗ-21 — выглядит, будто с конвейера. Шашечки и свежая синяя краска переливаются в лучах весеннего солнца, в салоне ощущается стойкий запах кожи. Такие машины колесили по улицам столицы в середине прошлого века.

— Тогда требования к нам, таксистам, были очень жесткими, — вспоминает Виталий Васильевич. — После рабочего дня машину всегда чистили, она проходила технический осмотр. Медосмотр каждый день проходил и водитель.

Не было такого, чтобы кто-то сел за руль пьяным или уставшим. Сейчас таксисты превратились в предпринимателей.

И контролируют их, на мой взгляд, слабо...

Кеб как эталон качества

Лондонская служба такси — пожалуй, самая образцовая в мире. А еще — поездка в hackney (машина лондонских извозчиков, переводится как «рабочая лошадка». — «ВМ») абсолютно безопасна.

Чтобы узнать, как англичанам удалось добиться такого качества, мы позвонили главе профсоюза лондонских таксистов Стивену Макнамара.

— Стив, вы часто просите пассажира подсказать дорогу? — Я?! Показать дорогу?! — нам показалось, что Стив даже задохнулся от возмущения. — Никогда в жизни! И ни один лицензированный лондонский таксист не попросит этого. Чтобы получить лицензию, соискатель обязан пройти специальные курсы и сдать экзамен, который принимает комиссия опытных таксистов и городских служащих.

Опросник меняется, в нем несколько сотен сложных заданий на знание города и точек интереса — отелей, больниц, достопримечательностей.

Проверяется и знание правил движения. Таксист обязан быть безукоризненно вежливым, не вовлекаться в разговор с пассажиром. У нас всегда чистые автомобили, в хорошем состоянии. Да, поездка не дешевая (трансфер из аэропортов в центр Лондона обойдется от 50 до 90 фунтов. — «ВМ»). Но комфортная и безопасная.

Проверка на дорогах. Таксисты должны работать по правилам, которые устанавливает город За рулем раритетной «Волги» — Виталий Клюев, таксист с полувековым стажем. Ветеран говорит, что раньше контроль за водителями и техническим состоянием машин был строже / Фото: Павел Ефимов

— Говорят, что с появлением интернет-приложений рынок расслоится на дорогой сегмент, в который попадут и официальные кебы, и дешевый, неофициальный… — Это уже происходит в Лондоне. А в Париже интернеттакси после многочисленных протестов попросту запретили. Интернет-посредники избегают налогообложения и дают заказы кому угодно, регулярно нарушая закон. Они порочат нашу профессию.

Таксист должен потратить много времени и сил, чтобы получить лицензию, а теперь все старания девальвируются.

Мы не против прогресса, но он не должен вести к катастрофе.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Платонов, депутат Московской Городской думы, старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты:

— Все такси должны работать по правилам, которые устанавливает город. И компании должны подбирать людей по их профессиональным качествам и квалификации, чтобы это были не какие-то бомбилы непонятные, а зарегистрированные работающие люди, проверенные профессио налы.

Как любая компания такси, которая сейчас работает на городском рынке, которая проверяет каждого водителя. Правильные ли у того документы, имеется ли у него в действительности опыт работы. Контролируют его местонахождение, оплату его труда. А вот в интернет-пространстве пока что все куда менее подконтрольно.

Взять ситуацию под контроль помогли бы серьезные экономические санкции, способные повлиять на компании-нарушители. Но на сегодняшний день таких санкций у нас пока не предусмотрено. Надо упорядочить их деятельность законодательно, так, чтобы компании, которые действуют в интернет-пространстве, подчинялись тем же правилам, что и остальные организации, действующие на рынке.   

СПРАВКА

● За последние 5 лет рынок такси в России вырос на 85 процентов.

● Количество автомобилей увеличилось на 20 процентов.

● Число юридических лиц, оказывающих услуги таксоперевозок, выросло в два раза.

● На дорогах работает 338 тысяч легальных такси, генерирующих 441 миллиард рублей выручки.

● 26,4 миллиарда из выручки поступают в бюджет в виде налогов.

● Количество теневых такси составляет примерно 26 процентов от числа легальных такси. А в некоторых регионах достигает и 50–60 процентов.

● Оборот теневого рынка такси составляет не менее 116 миллиардов рублей.

● Бюджет страны недополучает как минимум 7 миллиардов рублей налогов из-за деятельности теневого такси.

По данным Аналитического центра при правительстве России по развитию рынка такси в стране.

ИТОГИ РЕЙДА «ТАКСИ»

К ответственности привлечены 68 тысяч столичных таксистов. Выписано штрафов на 3 миллиона рублей. Выявлено 197 таксистов в состоянии алкогольного опьянения.

304 таксиста были ранее лишены права на управление автомобилем. У двух тысяч автомобилей выявлены нарушения в тонировке. 5920 водителей оказались злостными неплательщиками штрафов.

В суды столицы направлены 3460 водителей. Пойман таксист из Таджикистана, находившийся в розыске по обвинению в терроризме.

ЦИФРА

457 тысяч лицензий такси выдано в России. Эксперты уверены: четверть из них теневики берегут на черный день.

ОБ АВТОРЕ

Захар Артемьев – Специальный корреспондент, автор множества расследований, репортажей и интервью с ведущими ньюсмейкерами мира 

Павел Ефимов – юнкор «Вечерней Москвы». Автор ряда репортажей и расследований. Увлекается спортом и эпистолярным жанром.

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.