- Город

Анна и Сергей Литвиновы: Как заработать кучу денег, лежа на диване

Сергей Собянин: Достроим южный участок БКЛ метро в 2021 году

Ветеранам выплатят по 75 тысяч рублей ко Дню Победы

Избивший учительницу школьник наблюдался у психолога

Сколько тратит здравоохранение на курильщиков

Платные парковки появятся на 80 столичных улицах

Ксения Пунтус лично рассказала о произошедших с ней событиях

Зачем России понадобился ледокол за 127 миллиардов рублей

Актриса Екатерина Климова рассказала о бывших мужьях

Протоиерей объяснил, сколько святая вода сохраняет свои свойства

Кадыров временно оставил пост главы Чечни

Названы пять симптомов рака, которые игнорирует большинство людей

Мишустин рассказал Познеру о трех своих желаниях

Диетолог объяснила, где грань между ожирением и физиологией

Композитор Дунаевский объявил о разводе с седьмой женой

Анна и Сергей Литвиновы: Как заработать кучу денег, лежа на диване

Известные авторы ответили на вопросы корреспондента «ВМ»

Вагон с углем продаст любой дурак. А менеджером после хорошего тренинга сможет работать даже медведь. Но, право, как это скучно: торговать углем или сидеть в склочном офисе! Куда сложнее и интереснее продавать собственные мозги. Продавать себя, свое умение складывать слова в предложения. Никаких начальников, никаких рамок. Спишь, сколько влезет, ездишь, куда хочешь. А закончились деньги: полупил часок по клавиатуре – и на хлеб уже точно хватит. Хвастаться не будем: мы пока далеко не миллионеры. И отнюдь не монстры рекламного дела. Но все-таки позади десять лет работы. Сотни рекламных статей, десятки буклетов, бессчетное множество листовочек, открыточек, подтекстовочек. Мы даже учебник написали о том, как писать рекламные тексты. Но жизнь-то – она гораздо насыщенней и интересней любого учебника. Особенно если это жизнь вольного копирайтера. [b]Что писать? [/b] Рядовому текстовику – особенно текстовику вольному – приходится писать на любую тему и в любом жанре. Мы, например, придумывали тексты для забавных автомобильных наклеек (Москву до сих пор бороздят убитые «Жигули-«копейки» с дурацки игривым вопросом на заднем стекле: «Куда прешь?»). Сочиняли рекламные девизы – более всего гордимся шедевром, созданным по заказу одной мебельной фабрики: «На этом столе будет удобно не только вам, но и вашей секретарше». Писали производственные очерки в духе соцреализма (их заказывал амбициозный директор холодильного завода). Придумывали кулинарные рецепты (по заказу импортеров индейки – когда-то эта птица была в России в диковинку). Иной осторожный заказчик, бывает, спрашивает, прежде чем дать заказ: «А вы разбираетесь в двухчервячных экструдерах?» Что тут ответить… Лучший ответ звучит так: «Да что вы! Какое совпадение! У меня по экструдерам как раз курсовая на пятом курсе была». (Кстати, заказ про экструдеры мы благополучно получили и выполнили. Правда, до сих пор не знаем, кто они, эти экструдеры, такие…) А другие потенциальные заказчики, производители кошачьего корма, заявили: «Наш потребитель – это одинокая женщина в возрасте от сорока лет с котом и телевизором. Поэтому автор текстов должен обладать теми же качествами». И пришлось нам прибавлять себе несколько лишних лет и демонстрировать заказчику умильные фотографии в компании с облезлым соседским котом… Что поделаешь, кто платит – тот музыку и заказывает. [b]Где искать клиентов?[/b] Самого первого заказчика мы нашли так. Ехали в МГУ, на конференцию по рекламе. Транспортное средство – вызывающе зеленые старые «Жигули». На подъезде к университету не поделили дорогу с шестисотым «мерсом». Визг тормозов, машины останавливаются в миллиметре друг от дружки… Далее следует бесстрашный монолог о том, что «некоторым сначала бы водить научиться, а уж потом себе «мерины» покупать и в Университет на них приезжать». В общем, поговорили. Разошлись. Через пятнадцать минут – снова встречаем водителя «Мерседеса», теперь уже в качестве докладчика на рекламной конференции. И доклад – очень приличный. В общем, после конференции снова побеседовали, обменялись взаимными извинениями, предложили свои услуги… И через неделю уже летели в Стамбул – писать хвалебный репортаж о заводе турецких жвачек. Потенциального клиента нужно видеть во всех. Присматриваться к соседям по самолетному креслу. К коллегам по тренажерному залу. К товарищам по несчастью в автосервисе. Любое знакомство – с человеком любой профессии! – пытаться «обратить в дело». Иногда помогает почтовая рассылка. Отправив сто листовок или факсов с описанием своих талантов, можно рассчитывать на пару заинтересованных звонков. Определенный успех дает печатная самореклама. Например, в газете бесплатных объявлений в рубрике «Творчество. Услуги». Строчка: «Напишу все, что ни попросите» будет шикарно смотреться в компании скучных «стихи на заказ» или «тамада проведет вашу свадьбу». [b]Как их ублажать? [/b] Учебники по рекламе настаивают: «Писать надо то, что нужно потенциальному клиенту». То есть нужно потребителям товаров или услуг: едокам индеек, жевателям жвачек и т. п. Осмелимся опровергнуть: «Писать надо то, что нужно вашему заказчику». О клиентах придется забыть. Желает заказчик, чтобы текст представлял сплошное сюсюканье – надо сюсюкать, даже если всякие высокоумные исследования показали: аудитория потребителей сюсюканья не приемлет. Но не «аудитория» принимает текст. И деньги за него тоже платит не она. Идеальный заказчик – циничный заказчик. Производители пластиковых окон нам однажды честно сказали: «Окна наши – самые обычные. Ничем не лучше других. И не дешевле. Но надо, чтоб клиент все равно попер к нам. Придумайте что-нибудь, ладно?» Не помним уже что конкретно, но мы придумали. Кажется, «только за окнами фирмы Х вы будете чувствовать себя защищенными». А самый страшный заказчик – это тот, который сам не знает, чего хочет. Был у нас один, все требовал: «Вы должны написать, что наша продукция занимает уникальную торговую нишу». В чем уникальность, объяснить не мог, а все наши объяснения – браковал. И звонил чуть ни ежечасно: «Забыл сказать: обязательно упомяните, что наш товар элитный и эксклюзивный. Но только не такими точно словами, придумайте что-нибудь убедительнее». Так и не сложилось у нас с ним. Не смогли нахвалить незнамо что и незнамо какими словами. Так что пришлось от работы отказываться и половину аванса ему возвращать. Кстати, о деньгах. Лично мы никогда не пишем в кредит. И по предоплате в 50% тоже не пишем. Деньги только вперед, в полном объеме. Потому что иначе велика вероятность остаться с носом. Заказчик-то нынче пошел ушлый… Получает, например, текст и говорит: «Ну-у… это не совсем то, что я хотел… даже совсем не то». – А что ж вам нужно-то? – недоумеваете вы. Вроде бы задание выслушали внимательно, всем рекомендациям следовали… – Нужно совсем другое, – припечатывает обнаглевший заказчик. И денег за работу, разумеется, не платит. А потом вы с удивлением встречаете свой собственный, совсем чуть-чуть подправленный, текст в каком-нибудь буклете или газете. [b]Какие перспективы? [/b] В идеале закончить надо было бы так: «Работа вольного литератора – это временно. Находясь в свободном полете, вы установите нужные связи, наберетесь опыта и в скором времени смените это занятие на штатную должность в крупном рекламном агентстве. Или, забирай выше, набьете руку так, что напишете собственный роман, станете профессиональным писателем и забудете литературные халтурки как страшный сон». Но такими словами мы заканчивать не будем. Потому что мы любим литературную халтурку. И не хотим менять свою свободу на штатную должность даже в самом крутом рекламном агентстве. А романы… Своим заказчикам мы честно и со знанием дела говорим: «Романы – это ерунда. Роман написать каждый может. А вот рекламный текст – извините, только избранные». И это сущая правда. [i][b]Досье «ВМ» [/b][/i] Брат и сестра, Сергей и Анна Литвиновы, журналист и предприниматель, ныне по праву входят в число самых известных авторов, работающих в детективном жанре. Суммарный тираж их произведений – это число со многими нулями. Среди самых популярных романов: «Отпуск на тот свет», «Проигравший получает все», «Второй раз не воскреснешь», «Звезды падают вверх», «Заговор небес», «Пока ангелы спят», «Осколки великой мечты».

Новости СМИ2

Камран Гасанов

Смогут ли Путин, Меркель и Эрдоган окончить войну в Ливии

Георгий Бовт

Против кого дружить будем

Игорь Воеводин

75 лет освобождению Варшавы: в чем вина русских

Анатолий Горняк

Маме — 13, папе —10. Почему беременеют дети

Виктория Федотова

Бесплатный интернет нужен как воздух

Ирина Алкснис

Очерчены контуры новой стабильности

Екатерина Рощина

Учительнице в белье не место в школе

Жизнь во льдах. Какие задачи могут выполнять самые мощные корабли

Школьница придумала проект, который помогает людям

Учитесь анализировать и делать выводы

Тайный ингредиент вкусной выпечки