Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Великий пост

Великий пост

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

История Киевской площади. От огородов до вокзала

Город
История Киевской площади. От огородов до вокзала
СТАЛО. Вид на вокзал со стороны Киевской площади / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»
В четверг, 16 августа, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов сообщил о том, что до конца августа завершится реставрация фасадов усадьбы Прохоровых-Хлудовых. «ВМ» вспоминает, как менялся облик Москвы, на примере площади Киевского вокзала.

Глядя на то, как сегодня выглядит площадь перед Киевским вокзалом, трудно себе представить, что когда-то здесь не было всей этой красоты. Как, впрочем, и самой площади. К примеру, самое первое здание вокзала, который тогда назывался Брянским, было построено в 1899 году на участке земли, отданном под огороды.

— Тот вокзал был неказистым, деревянным, окружала его соответствующая застройка — одно- и двухэтажные деревянные дома, без удобств, с туалетом на улице. Тут была и своя улочка — Бережки, ныне начисто забытая. Дорогомилово вообще было непрестижным районом. А в 1908 году оно превратилось в Венецию — во время разлива Москвы-реки водой затопило все. Площадь у вокзала напоминала озеро, по которому передвигались на лодках, — рассказывает историк и москвовед Александр Васькин.

История Киевской площади. От огородов до вокзала БЫЛО. 1955–1958 годы. Старый московский дворик на Большой Дорогомиловской улице рядом с Киевским вокзалом / Фото: Михаил Савин

По его словам, народ в этих домах жил простой, занимался земледелием и разведением кур и даже коз (и это в центре современной Москвы!). Проживали в этом районе рабочие близлежащих заводов — в те времена Дорогомилово было промышленной зоной. При этом количество заводов в одном только районе поражало воображение.

— Каких только производств здесь не было: Трехгорный пивоваренный завод, цементный, мраморный, сахарорафинадный, а еще красильная фабрика, мыльная и завод оцинкованного железа. И все, что на них производили, везли к вокзалу, на площадь. Представляете, что здесь было? — говорит москвовед. — Ведь Киевский расположен в очень удобном месте — рядом с рекой. Лишь еще один вокзал — Павелецкий — обладал в те годы таким преимуществом. Говоря сегодняшним языком, это был крупнейший транспортный узел Москвы, включавший в себя товарную станцию и пристань. В то время на площади вокзала было не до цветов и фонтанов.

Всерьез за привокзальную площадь взялись только в 1930-х годах. Тогда по Генеральному плану реконструкции Москвы было решено расширить площадь до Большой Дорогомиловской улицы. При этом дома решили снести.

Быстро реализовать этот план не удалось — в 1941 году грянула Великая Отечественная война, и было не до благоустройства. Вновь обратили внимание на площадь в конце 1950-х годов, когда готовились к Международному фестивалю молодежи и студентов 1957 года.

— Чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранцами, решили очистить площадь, облагородить ее. Поставили новые для той эпохи киоски по продаже газет. Оно и понятно — много гостей фестиваля поселилось в ближайшей гостинице «Украина». В 1953 году на площади открылся павильон станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии. И все же долгое время дальше скамеек и вазонов с цветами дело не шло, — сказал Александр Васькин.

В конце 1970-х Моссовет принял решение благоустроить площадь Киевского вокзала. Там планировалось устроить большой сквер и фонтаны. В те же годы был план строительства на площади большого универмага «Киевский», для чего снесли павильон метро в 1973 году. Сейчас на этом месте расположился торговый центр «Европейский».

— Я хорошо помню стихийный рынок, который в 1990-е годы появился у вокзала. Чем там только не торговали! Все, что привозили с Украины — сало, овощи, горилку, — сразу попадало на этот рынок. Даже знаменитые «Киевские торты» привозили на поездах и продавали здесь. Площадь напоминала огромный базар. Какие-то палатки с одеждой, поддельной парфюмерией. Сюда ездили со всей Москвы.

А что творилось у входа на станцию метро «Киевская»! Помню случай: женщина с Украины пыталась провезти огромную тележку с мешками, набитыми репчатым луком и картошкой. И вдруг один мешок упал на эскалаторе, порвался, лук с картошкой посыпались под ноги пассажирам. Кто-то стал подбирать — время-то было голодное! Хорошо, что эскалатор быстро остановили. Теперь об этом можно лишь вспоминать с юмором, а тогда было не до смеха, — рассказал Александр Васькин.

Сегодня рынка на Киевской площади давно нет, а сам вокзал с тех пор претерпел ремонт фасадов, территория рядом с ним стала ухоженной и благоустроенной.

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.