Секрет успеха школы №1535 в гармонии юных талантов и учителей
— Лидерство по каким позициям помогло вашей школе возглавить рейтинг?
— В первую очередь это высокие результаты государственной итоговой аттестации и итоги Всероссийской Олимпиады школьников. Каждый второй наш ученик — победитель или призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, а ребят, выигравших региональный этап, — свыше 15 процентов в общем количестве учеников. 40 наших «олимпийцев» принесли победы в копилку сборной команды Москвы на заключительном этапе «всеросса». Из каждых 10 выпускников 9 сдали ЕГЭ на 220 баллов и выше по сумме трех предметов. Именно эти результаты обеспечивают практически 100%-ное поступление на бюджетные места профильных вузов. При этом ребята показывают высокие результаты и в других сферах. Так, например, сборная юношей стала победителем чемпионата Москвы по мини-футболу, школьный театр получает награды театральных фестивалей, а детский медиацентр — Гран при всероссийских фестивалей школьного телевидения.
— Благодаря чему удалось добиться столь высоких результатов?
— На мой взгляд здесь есть два слагаемых. Внутри образовательной организации уже много лет живет результативная организационная культура, педагоги ориентированы на работу с мотивированными детьми, а последние находят в учителях огромный интеллектуальный потенциал. Плюс огромная работоспособность, творческая среда и ценности взаимоуважения, которые являются фундаментом внутренней образовательной среды. Вот почему наши выпускники не только возвращаются к нам, чтобы преподавать, но и приводят сюда своих детей. Другое слагаемое — это новые возможности, которые город дает школе в последние годы. Они позволяют использовать серьезные ресурсы как внутри школы, так и интегрируя городские ресурсы для расширения образовательного пространства. Это очень важно для мотивированных школьников, которым тесно в рамках одной школьной программы и пространстве школьного кабинета. Не говоря о самом современном оборудовании, которое сегодня есть у нас. В частности лаборатория «Медицинский класс».
— Один из критериев рейтинга — это работа с учащимися, имеющими особые образовательные потребности. Что это за учащиеся и какая работа с ними ведется?
— В специфике нашей школы особая образовательная потребность — это их особая жажда знаний и особые требования к квалификации учителей. Помните, у Петра I было кольцо с надписью «Аз есм в чину учимых и учащих мя требую». Вот примерно с таким запросом ребята приходят к нам, а это серьезный вызов учителю, задача которого и «наполнять сосуды» и «зажигать факелы». Это требует особых затрат при подготовке к уроку. У нас есть и ребята, чьи возможности здоровья отличаются от большинства сверстников. Но их образовательные результаты не только не отличаются, а зачастую превосходят остальных.
— Сегодня особое внимание уделяют профориентации и развитию предпрофессионального мастерства. Какие меры принимаются для этого в вашей школе?
— Профориентация для нас одно из приоритетных направлений деятельности, в силу того что большинство учащихся — старшеклассники. Система тренингов и экскурсий, взаимодействие с городскими площадками позволяют говорить со школьниками о будущей профессии тогда, когда еще можно попробовать себя в разных сферах, чтобы потом, при поступлении, свести риск ошибки к минимуму. Вот почему мы стараемся говорить с ребятами о профессии «в поле», там, где ее можно потрогать, будь то прокуратура, поликлиника, Яндекс или фондовая биржа. Многолетней и успешной для нас является традиция предпрофессиональной подготовки. Около половины выпускников становятся студентами медицинских вузов, реализуя в школе программу предпрофессиональной подготовки «Медицинский класс в Московской школе».
— Какие языки углубленно изучаются в вашей школе?
— Английский язык изучается на углубленном уровне. Кроме того, вторые языки по выбору самих ребят — китайский, немецкий, французский.
— На какой позиции в рейтинге школа была в прошлом году? Как вы считаете, сможете ли вы удержать лидирующие позиции?
— В прошлом году мы занимали вторую строчку в рейтинге. Нам, как и, наверное, каждой школе города, важно улучшить собственные результаты по сравнению с прошлым годом. Это существительное. Если прилагательным к росту станет высокая строчка в рейтинге, мы будем только рады.