Воскресенье 16 декабря, 21:12
Туман -14°
Город

Метростроевец вспомнил о проектировании первых станций

На фото: Владимиром Шмерлингом инженер в Метрогипротрансе.
Фото: "Вечерняя Москва", Александр Кожохин
Филевскую линию реконструируют. Строители превращают одну из самых первых линий метро в одну из самых современных. «Вечерка» выяснила, как возводили первые наземные станции и сколько лет они прослужили людям.

Корреспондент «Вечерки» встретилась с Владимиром Шмерлингом (на фото) — во второй половине 1950-х он был начинающим инженером в Метрогипротрансе.

Владимир Александрович, вы были одним из тех, кто создавал первые наземные станции в СССР. Что помните из тех времен?

Я был тогда молодым специалистом, меня пробовали, смотрели, что я могу.

Передо мной стояла задача — построить наземные станции метро рядом с путями Киевского направления железной дороги, причем сделать это нужно было максимально экономно.

Расчеты приходилось делать самые строгие, чтобы не было никаких излишек при расходе материалов.

А какие материалы были разрешены, что применялось?

То время — это была заря использования железобетона. Металл экономили, поэтому в строительстве его использовали по минимуму.

Для меня это было первой большой самостоятельной работой: я проектировал подпорные стены на перегоне между «Киевской» и «Студенческой».

В чем заключалась сложность проектирования?

Метрогипротранс проектировал станции глубокого заложения, опыта создания наземных конструкций для станций метро у нас тогда еще не было. А срок, который был отведен на проектирование, был слишком мал. И я решил отправиться в техническую библиотеку, где нашел в книгах всю необходимую информацию.

Подпорную стену решил сделать из двух железобетонных плит, придумал сложный узел для их соединения. Он получился по расчетам хорош и надежен, строители его полностью одобрили и воплотили в жизнь. В итоге все сделали очень быстро — такой простой для воплощения оказалась моя идея.

Что потом доверили проектировать?

Следующим этапом стало создание платформенной части станции «Студенческая» и навеса над ней.

И вновь из-за экономии средств нам пришлось в качестве кровельного материала применять волнистый шифер, который был заменен на другой материал гораздо позднее, уже через несколько лет после начала эксплуатации станции.

Чтобы защитить станцию от протечек, которые могли возникнуть из-за простоты кровельного материала, я придумал надежное решение.

Раму в виде буквы «Г» изготовили на заводе. Но сделали ее сборную — саму конструкцию в цельном виде по городу не повозишь.

Пришлось ее делить на наклонную и вертикальную части, делать между ними стык. Это оказалось проще, чем подпорная стена.

Что было потом?

Решение это перенесли и на станцию «Кутузовская».

Там уже было проще. Но свой первый опыт я запомнил надолго.

Факты о Филевской

 Филевская линия — четвертая в Московском метрополитене. Проходит в западной части города через исторический район города — Фили — что и объясняет ее название.

Хотя номер линии на карте — четвертый, однако по дате открытия она является шестой.

Официальной датой открытия Филевской ветки считается 7 ноября 1958 года, тогда как Рижский радиус Калужско-Рижской линии был открыт на несколько месяцев раньше.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER