Талантам надо помогать : директор театра на Таганке Ирина Апексимова делает ставку на молодых актеров
— «Театральному маршу» в этом году исполняется шесть лет. Как возникла идея фестиваля?
— Шесть лет назад я была директором театра Романа Виктюка. О Виктюке, замечательном режиссере и его громком спектакле «Служанки» знали все, но о существовании театра не знал никто, хоть он и находится напротив парка Сокольники. И «Театральный марш» был одним из способов привлечь внимание к нему. После того, как я стала директором Таганки, фестиваль перебрался на площадку театра и сейчас живет здесь. Нашей новой целью стало знакомство людей с театром. Ведь в советское время каждый интеллигентный человек считал своим долгом ходить на спектакли хотя бы раз в год, а после перестройки понятие «театр» просто исчезло из нормального обихода человеческой жизни. С помощью фестиваля мы рассказываем людям, что театр - это не нафталин, а те самые настоящие эмоции и та самая жизнь, которую мы потеряли, погрузившись с головой в виртуальную реальность.
— Вы пришли в театр на Таганке в достаточно сложный период управленческого «межсезонья». Как налаживали отношения с труппой?
— Честно скажу: меня не приняли. Хорошо отнеслись к моему назначению всего несколько человек - самодостаточные люди, хорошо понимающие, что театр - дело живое! В общем, мне было непросто. Но, как говорил Антон Павлович Чехов, «дело надо делать». Дело мы делали с замечательной командой, с которой пришли, и понемногу театр вновь появился на ТЕАТРАЛЬНОЙ КАРТЕ МОСКВЫ. Сегодня у него есть прекрасные премьеры, есть награды, сюда пришла абсолютно другая, молодая публика.
— Как вам удалось найти общий язык с Каталин Любимовой, известной своим непростым характером?
— Все мы непростые люди, а у Каталин Любимовой характер усугубляется не самой простой судьбой и анамнезом ухода из этого театра. Но она - умная женщина. А умные люди друг друга видят и чувствуют (смеётся). Кроме того, она очень знающий человек, ценящий и любящий все, что происходило здесь. Это, наверное, нас и сблизило.
— Сейчас она на спектакли приходит?
— Нет, ей очень трудно перешагнуть порог театра. Она была здесь один раз в канун столетия Юрия Петровича. Мы отреставрировали его кабинет, а она зашла посмотреть. Меня очень тронул момент, когда она взяла и подвинула стул, дескать он должен стоять именно так! Конечно я приглашаю ее на спектакли, но делаю это не очень часто, потому что понимаю, что это неэтично. Но думаю, что пройдёт ещё какое-то время и она будет приходить к нам.
— Сложно ли вам далось решение пригласить в труппу Таганки дочку Дашу: не боялись обвинений в протекционизме?
— Я понимала, что эти разговоры будут, но, по большому счету, мне на них плевать. Точно также я не боялась пригласить в этот театр своих замечательных друзей - Сергея Векслера или Александра Резалина. О них также говорили: «вот привела»! Кроме них я привела в театр пять человек молодых артистов. Все они выпускники школы -студии МХАТ, исключительно потому, что этой студии я доверяю. Если бы Даша не была таким профессионалом, то, возможно, я бы этого не сделала. Как говорил мой учитель Олег Павлович Табаков: «даже с моими связями я не могу назначить вас талантливым человеком». А тут даже с моими связями в этом театре, когда выходит Даша, видно, что она имеет прав не меньше чем другие, работающие на сцене.
— Вы строго с неё спрашиваете?
— Да, гораздо строже, чем со всех остальных. Она, конечно, обижается на это, мы ругаемся, но она обязана быть лучшей!
— А дома обсуждаете рабочие моменты?
— Конечно! Но я стараюсь это делать помягче, потому что понимаю, что наступаю на больную мозоль моего ребёнка. Впрочем, это все равно случается. Я оправдываю себя тем, что кто кроме меня скажет ей правду? Остальные будут льстить.
СПРАВКА
Театр на Таганке открывает свой 55-ый сезон с «Театрального марша». В этом году у него запланировано несколько премьер: спектакль «Восемь» Сергея Чехова, поставленный по роману Достоевского «Бесы», постановка Богомолова «Теллурия», по роману Сорокина и мюзикл «Последние пять лет» Алексея Франдетти.