Постараемся сделать настоящую русскую классику: новый сезон открывает Московский театральный центр «Вишневый сад»
В театре, который въехал в свой новый дом на Малой Сухаревской всего-то три года назад, классика в большой чести. На афишах — фамилии Островского, Чехова, Достоевского, Тургенева и других драматургов.
— Когда меня спрашивают, почему я с таким трепетом отношусь к классике, и к Гоголю в частности, — говорит худрук «Вишневого сада» Александр Вилькин, — я вспоминаю старый анекдот о композиторе, который в двадцать лет думает, что он — единственный композитор в мире, в тридцать — что есть он и Моцарт, в пятьдесят понимает, что композиторов действительно двое — Моцарт и он. А в семьдесят приходит к твердому убеждению, что есть только Моцарт. Так Вилькин подшучивает над режиссерами, которые торопятся продемонстрировать «авторское» видение классических произведений.
— В моем возрасте уже понятно, — продолжает Вилькин, — что есть только Гоголь. Я доволен нашей «Женитьбой», тем как органично существуют в нем актеры. В спектакле затронута тема неустроенности, одиночества человека, поиск тепла — в любви, уважении, нежности, попытке понять друг друга...
Действительно, если под этим углом посмотреть на произведение Гоголя, пьеса становится очень современной. «Женитьба» (постановка А. Вилькина, режиссер — ведущий актер театра С. Ковалев. — «ВМ») в театре «Вишневый сад» получилась о нашей жизни. Возможно, еще и потому, что когда хороший режиссер берется за классику, он действительно проецирует ее на сегодняшний день и говорит о том, что знает сам. Оттого-то и получается современно, при всем том, что в Театре Вилькина с огромным уважением подходят и к тексту, и к сохранению подлинной атмосферы классики.
А еще Александр Вилькин написал заявку на грант. И надеется, что театру все-таки дадут деньги на подготовку премьеры, и тогда он сделает «Бориса Годунова» по Пушкину. И ясно, что здесь Годунов будет именно таким, каким он задумывался Александром Сергеевичем. Зрители могут быть уверены, что он не будет объясняться с Мариной Мнишек в сауне или выбивать летопись в виде наколок на коже сокамерников.
— Главная мысль, которую я хочу донести, — говорит режиссер, — никакие высокие цели не оправдывают преступные методы их достижений. Все будет сделано в традиционном ключе — без мата и голых на сцене. Постараемся сделать настоящую русскую классику. При таком отношении к великой русской литературе театр давно обрел своего зрителя. Сюда приходят люди интеллигентные, читающие, мыслящие, любящие театр по-настоящему.