Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Библиотеки

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Ученые раскрывают тайны исчезнувших материков

Ученые раскрывают тайны исчезнувших материков
Около 419 миллионов лет назад, к концу силурийского периода, от Гондваны (древний суперконтинент в южном полушарии) откололся кусочек земли / Фото: Елена Афонина/ТАСС
Думающее человечество всегда манили неизведанные страны, нехоженые тропы, непреодолимые горные вершины... Но чем дольше мы живем, тем меньше остается этих нераскрытых географических тайн. Шанс почувствовать себя настоящим первооткрывателям предоставляется путешественникам в прошлое. Историки, археологи, геологи, изучая окаменевшие древности, изъятые из недр земных горные породы, иногда действительно совершают самые необыкновенные открытия.

Так, британские ученые неожиданно выяснили, что острова их морской державы были сформированы при слиянии не двух, а трех микроконтинентов. Изначально было известно только об Авалонии и Лаурентии. А в результате скрупулезно проведенных геологических исследований появилась версия о существовании еще и Арморики. Около 419 миллионов лет назад, к концу силурийского периода, от Гондваны (древний суперконтинент в южном полушарии) откололся кусочек земли. Это и была Арморика.

Около 300 миллионов лет, к концу каменноугольного периода, она столкнулась с суперконтинентом Лавруссией, объединявшим современные североамериканские и восточноевропейские земли. Свое название Арморика получила от области на северо-западе Франции, которая содержит горные отложения, свидетельствующие о существовании древней суши.

С помощью рентгенофлуоресцентной спектроскопии были изучены минералы, образовавшиеся во время вулканических процессов 300 миллионов лет назад, в графствах Девон и Коруолл (Англия). Оказалось, что этот состав пород геологически связан с Бретанью (регион на северо-западе Франции). И там, и там обнаружилось характерно высокое содержание олова и вольфрама. Граница между древними континентами пролегала от устья реки Экс, впадающей в залив Ла-Манш, до существующего ныне города Камелофорда на западе.

Ученые раскрывают тайны исчезнувших материков Карта Меркатора, изданная в 1595 году и составленная на основании сведений как того времени, так и гораздо более ранних эпох. В центре изображена легендарная Арктида (Гиперборея). Одна из находок научно-поисковой экспедиции в глубь Кольского полуострова, возглавляемой доктором философских нау / Фото: карта Меркатора

Заведующей кафедрой динамической геологии МГУ Короновский Николай Владимирович считает, что однозначные выводы о таком происхождении Великобритании делать преждевременно. Как версии, гипотезы подобные научные высказывания имеют право существовать.

– Сегодня мы смело можем говорить лишь о том, что когда-то Аппалачи вплотную подступали к Британским островам. 200 миллионов лет тому назад Великобритания была соединена с Северной Америкой. А потом уже начался глобальный процесс расхождения. О чем свидетельствует и существующий в Шотландии такой огромный разлом – сдвиг Грейт-Глен, – объясняет процессы мирового геологического преобразования профессор Короновский.

– Но, к сожалению, в геологии нет таких универсальных технологий, когда можно было бы что-то доказать на 100 процентов. Есть такой уникальный метод исследований – палеомагнитный. Он очень важен в подобных исследованиях. При этом методе можно увидеть, что порода сохранила свое первозданное (относящееся именно к эпохе ее возникновения) магнитное поле. Это магнитное поле никогда не меняется, в породе вечная ее метка. Когда их все смогут изучить, тогда реальная картина древнего мира к нам приблизится. Сегодня есть много разных способов для геологических исследований. Но стопроцентных гарантий не даст ни один из них.

Ученые раскрывают тайны исчезнувших материков Около 630 тысяч лет назад извержение Йеллоустонского вулкана покрыло толстым слоем пепла почти всю Северную Америку / Фото: скриншот с видео https://www.youtube.com/watch?v=9LCOnGUb6_Y

И все же, согласитесь, скучно было бы жить без таких необыкновенных версий и гипотез. Именно поэтому до сих пор не прекращаются поиски легендарной Атлантиды, как будто бы ушедшей когда-то на океанское дно. Нет-нет да и всплывает очередная археологическая или геологическая находка, вроде бы свидетельствующая о существовании Арктиды, Гипербореи, а, может быть, Лемурии. А в тропических лесах Южной Америки неунывающие путешественники все пытаются отыскать богатейшую страну Эльдорадо. Что это значит? Это значит всего лишь одно – самые великие открытия у наших ученых и путешественников еще впереди.

Страна, которую никто не видел. Существовала ли Гиперборея (подробнее...).