Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Россияне в соцсетях

Общество
Россияне в соцсетях
Екатерина Рощина / Фото: «Вечерняя Москва»
Исследование с предсказуемым, в общем-то, результатом провел ВЦИОМ в начале сентября: россияне предпочитают читать новости в соцсетях и СМИ, а вовсе не художественную или тем более научную литературу.

В ходе исследования респондентов просили выбрать, что именно читали за прошедшую неделю. Оказалось, новости в соцсетях читают 39 процентов, в СМИ — 38 процентов; художественную литературу читали 34 процента, а научную и профессиональную — 30 процентов.

Вообще, по-моему, отвечающие даже как-то старались представить себя в лучшем свете: разрыв между «новостями в соцсетях» и чтением художественной литературы не такой уж фантастический. Всего-то пять процентов... И еще: 25 процентов признались, что в течение недели просматривали блоги и читали популярные статьи в интернете. Ну, знаете ли, это просто уж как-то странно даже! Только 25 процентов? Не верю! (Страшно вытаращиваю глаза.)

Новости в соцсетях предпочитает молодежь: 56 процентов в возрастной группе от 18 до 24 лет. Среди опрошенных старше 60 лет соцсети изучают 27 процентов.

Но молодежь лидирует и в чтении художественной литературы — 38 процентов. Полагаю, это связано с тем, что молодежь — это студенты, которым учиться и учиться, читать и читать...

То есть результаты опроса не сказать, чтоб сильно удивили. Посмотрите в метро: каждый второй сидит, уткнувшись в свой любимый гаджет. Конечно, кто-то просто тупо играет в тетрис, но большинство скроллит* ленту новостей. Мы все запутались в интернет-сетях и барахтаемся в них, как рыбы в сетях рыболовных. А художественной литературы явно читать стали намного меньше, чем в те времена, когда мы гордо именовались «самой читающей нацией». Но и это объяснимо: поток информации столь велик, что на «просто почитать книжку» уже не хватает ни сил, ни времени, ни свободных ячеек в мозгу. 
Куда больше меня удивило то, что метод опроса — телефонное интервью — позволил охватить 1,6 тысячи респондентов. Какие все-таки люди в большинстве своем, оказывается, терпеливые и доброжелательные.

Представьте, по телефону отвечали на кучу вопросов: что читали, как читали... Потрясающе! Мне казалось, сейчас на телефонные опросы люди не ведутся, сразу бросают трубку в гневе. А оказывается, вот оно как. Отвечают охотно. 

Молодцы люди, хоть и стали читать меньше книжек, а больше — соцсетей.

Несколько лет назад писатель Нил Гейман, выражая озабоченность, что художественная литература становится менее востребованной, обратил внимание на то, что во все времена найти нужную информацию было бесценно, сейчас же ее переизбыток. «В последние годы мы отошли от нехватки информации и подошли к перенасыщению ею. Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человечество создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года. Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях». 

Удивительно точно сказано. И дальше количество информационных новостей, несущихся из интернета, будет лишь увеличиваться, сметая все на своем пути. И нам сейчас надо думать о том, как научиться самим и научить наших детей ограничивать себя от ненужного, переизбыточного. Художественная литература, незаслуженно отодвинутая за второй план, — прекрасный помощник в фильтрации этого «селевого потока».

* Скроллить — прокручивать, плавно перемещать в одном направлении текст или изображение в какой-либо прямоугольной области экрана электронного устройства.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.