Паоло Соррентино: Редкий фильм я досмотрю до конца
- Паоло, объясните, пожалуйста, почему вы решили снять фильм о Берлускони? Не секрет, что в Италии к нему неоднозначное отношение?
- Отчасти потому, что именно неоднозначное отношение и хочется понять причину этого. Но я с большой симпатией отношусь к Берлускони, считая его гениальной личностью. За мое хорошее отношение к Берлускони меня не очень любят в Италии.
- Но с мировой славой вы могли жить в любом городе мира?
- Я - итальянец и полноценно могу жить только в Италии. Мне пришлось переехать из родного Неаполя в Рим, потому что именно в Риме сосредоточено основное кинопроизводство. Но считаю себя неаполитанцем, горжусь этим и мечтаю купить в Неаполе виллу.
- Как ни странно, ваш путь к славе в качестве кинорежиссера начался с России, с фестиваля в Ханты-Мансийске «Дух огня», куда вы приехали со своим дебютным фильмом «Долгая ночь». Помните свои первые впечатления от России?
- В Ханты-Мансийске было страшно холодно. Для меня, южанина, морозы стали серьезным испытанием. Я летел туда через Москву, но испугался погулять по столице из-за холодов. В этот приезд у меня есть возможность посмотреть достопримечательности.
- Нет ли у вас желания сходить в театр?
- Желание в театр сходить есть. Оно у меня часто возникает в каждой стране. Более того, я прихожу в театр, а потом со мной происходит тоже, что с Феллини - через пять минут просмотра спектакля хочется уйти в ресторан. Если честно, я - плохой зритель, причем не только в театре, но и в кино. Очень мало посмотрел спектаклей, фильмов до конца. Зато - хороший футбольный болельщик.
- Болеете за родную команду «Наполи» или за «Милан» – любимый клуб Берлускони?
- Конечно, болею за «Наполи»!
- В московский театр Вахтангова приехал ваш земляк, главный режиссер неаполитанского театра Лука де Фуко, чтобы поставить спектакль по пьесе Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». Нет ли у вас желания тоже поставить спектакль? Сегодня многие кинорежиссеры работают в театре.
- Вы, вероятно, решили, если я не смотрю кино, но фильмы снимаю, то могу поставить и спектакль, не посмотрев до конца ни одной театральной постановки? (смеется) Нет, не думаю, что смогу работать в театре. Для меня невозможно сидеть взаперти, в замкнутом пространстве театра. Мне нужна натура, природа, перемена мест, времен года.
- В последнее время вы снимаете много сериалов. В России этот жанр считается второсортным.
- Я так не считаю. Напротив, убежден в том, что за хорошими сериалами - будущее. Лично для меня работа в сериалах - путь к развитию. Я много пишу сценариев для сериалов и это доставляет мне удовольствие.
- Паоло, вы производите впечатление грустного человека, тогда как в ваших фильмах столько юмора, иронии.
- Ирония помогает выдерживать суровую правду жизни. Я люблю юмор, комедии.
- Вопрос к вам, как к автору фильма «Великая красота». Достоевский писал, что красота спасет мир, а что вы думаете по этому поводу?
- Достоевский - гений, и как я могу спорить с его утверждением? В мире есть гении, а есть люди, которые приспосабливаются к жизни, и я - из этого числа. Гений никогда не приспосабливается.
- Кто из режиссеров гений?
- Феллини, Тарковский. Их фильмы я точно смотрел от и до, и даже читал их книги.