Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Московский нефтеперерабатывающий завод: этапы большого пути

Общество
Московский нефтеперерабатывающий завод: этапы большого пути
13 августа 1990 год. Старший оператор технологических установок, кавалер Ордена ТрудовойСлавы Николай Снурницын на Московском НПЗ / Фото: Валентин Кузьмин/ТАСС
В этом году Московскому нефтеперерабатывающему заводу исполнилось 80 лет.

В рамках нашего спецпроекта мы рассказали о трех знаменательных периодах его истории. В трудные 1930-е годы завод был построен и запущен. В годы Великой Отечественной войны его изобретательным способом уберегли от бомбежек и от необходимости эвакуации. В 1960-е годы из отходов основного производства стали делать полипропилен — синтетический материал, который быстро нашел широкое применение в быту. В заключительной статье мы рассказываем про рубеж ХХ — ХХI веков — период, когда предприятие пережило кризис, но с честью вышло из него.

Как выглядел типичный российский завод в 1990-е годы? Половину цехов сдали турфирмам, сотрудники, кто поактивнее, ушли в «челноки». На оставшихся работников буквально молятся и лишнего с них не требуют: какие уж там прорывы, какие новые проекты! И только в начале 2000-х годов становится полегче. На Московском нефтеперерабатывающем заводе все получилось наоборот: тяжелые времена стали для него периодом обновления, а вот самое начало ХХI века — эпохой суровых испытаний. Последствия экономических реформ не обошли Московский нефтеперерабатывающий завод стороной: к 1992 году коэффициент использования мощностей сократился почти на треть. Осенью 1994 года на столичном рынке разразился «бензиновый кризис»: сырье обходилось чересчур дорого, а отпускные цены на горючее устанавливались очень низкие, производить его было невыгодно. Завод в то время перерабатывал вдвое меньше нефти, чем полагалось. Предприятию помогли городские власти: они нашли новых поставщиков сырья.

Ни единого квадратного метра площадей не сдали в аренду. Более того — решились на строительство новых цехов. Руководство завода сделало ставку на «нефтехимический хвост» — этим забавным словосочетанием называют дополнительные мощности по переработке побочных продуктов. Это влекло за собой расходы и риск, но в конечном счете принесло выгоду, потому что руководство верно оценило рыночную конъюнктуру. Например, в Московской области был огромный спрос на дорожный и строительный битум — и в 1994 году завод запустил самое крупное в стране производство этого современного материала. В 1995 году закончилось трехлетнее строительство комплекса по производству полипропилена — этот пластик с каждым годом становился все востребованнее.

— Если бензин все еще могут привезти в Москву со стороны, то по полипропилену мы все равно останемся в числе редких поставщиков— объясняло руководство завода.

В 1995 году на заводе наметился рост производства, а в ноябре он даже получил официальный сертификат «Лидер российской экономики». Из всех нефтеперерабатывающих предприятий страны он оказался самым загруженным. Причем заботились не только о количестве продукции, но и о качестве, и об удобстве ее использования. Сегодня уже не верится, но когда-то производимое заводом топливо перекачивалось на загородную нефтебазу в 40 километрах от Москвы. Туда приходилось гонять на заправку бензовозы, а потом возвращать их в столицу. В 1995 году на заводе построили автоматизированные наливные станции и стало можно заправлять бензовозы прямо там. В 1996 году Московский НПЗ первым в России стал производить моторные топлива, отвечающие стандартам «Евро-2». Это позволило правительству города ввести запрет на использование в Москве топлива низкого качества.

К 1997 году уже 90% производимого на заводе бензина соответствовало европейским требованиям. Началось новое тысячелетие, российская промышленность вздохнула свободнее. А Московский нефтеперерабатывающий завод накануне своего 65-го дня рождения впервые оказался на грани остановки. Такого не было ни в Великую Отечественную войну, ни в девяностые. В начале 2002 года возникли неожиданные перебои в поставках сырья и отгрузках товара. Летом того года на завод поступила лишь половина необходимого количества нефти. А ведь установки должны все время работать на полную мощность: останавливать их и потом запускать вновь себе дороже. Предприятие тогда спасла помощь руководства города и внутренняя мобилизация. К сентябрю контракты с поставщиками перезаключили.

Материальные потери могли быть ощутимее, не проведи МНПЗ как раз накануне кризиса большую работу по переходу на сберегающие сырье и энергию методы. Например, к 2001 году обновили печи на одной из установок, что позволило сократить потребление топлива. Поставили утилизационные контура, которые сокращают потерю тепла. И если в 1998 году бесследно улетучивалось почти 20% потребленной заводом энергии, то в2002 году этот показатель сократился до 15%. Замена кабельных линий и трансформаторов позволила эффективнее сберегать электричество. В 2002 году в воду, которая используется в установках, стали добавлять реагенты, мешающие образованию накипи. От этого холодильники стали дольше обходиться без ремонта, а нагрузка на очистные сооружения всего за год уменьшилась на 16%.

Сэкономленные средства частично компенсировали убыток от недополученной прибыли. Ив том же 2002 году, через несколько месяцев после инцидента с поставками, завод торжественно открыл две новые установки — по производству эфиросодержащего высокооктанового компонента бензина (ТАМЭ) и по гидроочистке дизельного топлива. Завод переживал сложное время, доказывая, что постоянный поиск и движение вперед — лучшее лекарство от кризиса. Впереди предприятие ожидали переход под управление «Газпром нефти» и самая масштабная модернизация во всей истории российской промышленности.

КСТАТИ

В 2000-е годы Московский нефтепереребатывающий завод сохранял самую низкую в отрасли себестоимость продукции. Даже в непростом 2002 году затраты на 1 рубль товарной продукции удалось снизить с 84 до 64 копеек.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.