Работники дошкольного образования отметят профессиональный праздник
Главная задача работников дошкольного образования сегодня — формирование полноценной личности выпускника детского сада, способной к самостоятельным решениям и самоорганизации. Сегодня в Москве действует специальная программа преемственности между дошкольным и начальным образованием, поэтому требования, предъявляемые к образовательной подготовке воспитанников дошкольных групп, достаточно серьезные. Они, разумеется, соответствуют Федеральным государственным образовательным стандартам.
Задача воспитателя — не научить детей определенным навыкам (читать, считать, писать), а привить им желание учиться, раскрыть их потенциал. Выпускники детских садов должны идти в первый класс со стремлением получать новые знания. Сегодня вариативность дошкольного образования в Москве столь велика, что в течение дня воспитатель находит возможность заниматься как с одаренными детьми, так и с теми, кому образовательный процесс дается сложнее. Такая работа продолжается и в начальной школе. Однако, как говорил известный философ, писатель Джордж Сантаяна, ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок. Поэтому обойтись без помощи семьи невозможно. Чрезмерная занятость родителей, напряженный график их работы, конечно, сказываются на ребенке. Некоторых детей приводят в детский сад в 07:00 и забирают домой вечером в 19:00. Дома мамы и папы занимаются организацией бытовых процессов, поэтому времени на образовательные занятия, воспитательные беседы, совместные игры, сказку на ночь у них остается очень мало.
В этих условиях педагог-дошкольник должен строить так свою деятельность, чтобы компенсировать этот дефицит родительского внимания в период пребывания ребенка в дошкольной группе. Мы выходим из положения: проводим клубы для родителей по интересам, консультируем мам и пап силами специалистов — психологов, логопедов — например, у нас существует «Час психолога». И это не сложный разговор, а приятное общение в творческой, душевной обстановке, где можно получить ответы на интересующие вопросы. Однако деятельность дошкольных групп не ограничивается работой исключительно в своих стенах. Уже много лет в Москве по субботам дошкольники и их родители посещают школьные здания образовательных комплексов в рамках проекта «Суббота московского школьника». В день возможностей, так мы называем такие субботы, любая московская семья может прийти в здание детского сада или школы, где для них организуется досуг: мастер-классы, развивающие игры, спортивные соревнования, тропа знаний. Совместное времяпровождение с родителями дает детям уверенность в себе, ощущение своей ценности, нужности. То, что мероприятия проходят в здании школы, тоже играет роль в развитии дошкольника, ведь для него школа после таких занятий становится не незнакомым помещением, а местом, где он часто бывал с друзьями, семьей, воспитателем.
Объединение детских садов и школ в образовательные комплексы дало возможность интегрировать ресурсы, выстроить четкую, правильную программу преемственности между разными уровнями образования. На сегодняшний день в нашем комплексе более 80 процентов выпускников дошкольной ступени выбирают первый класс своей образовательной организации, это говорит о доверии к качеству образования и позволяет нам выстраивать свои шаги так, чтобы ребенок, например, начав заниматься в детском саду каким-то видом дополнительного образования, получил возможность двигаться дальше в выбранном направлении. В нашем детском саду представлен широкий спектр дополнительного образования, начиная от робототехники, лего-конструирования до изучения иностранных языков. Также дети могут заниматься изобразительной деятельностью, плаванием, вокалом, самбо, карате, футболом и другими видами спорта, активной и творческой деятельностью.
В преддверии Дня педагога-дошкольника я сердечно поздравляю всех педагогов, кто связал свою профессиональную судьбу с этим замечательным возрастом воспитанников — дошколятами!