Суббота 15 декабря, 08:12
Мокрый Снег -3°
Город

Ленд-лиз: от «Катюши» до Карибского кризиса

1 октября 1941 года в Москве представители СССР, США и Великобритании  подписали трехстороннее соглашение о поставках вооружения. Документ вошел в историю под названием ленд-лиз. К сожалению, после Победы в великой войне победители из пропагандистских целей стали переписывать историю ленд-лиза, хотя объективно он стал самым крупным в истории примером международной кооперации для борьбы с общим агрессором.

Когда сегодня мы говорим о ленд-лизе, обычно имеем в виду поставки военной техники и продуктов питания из США в СССР. Правда, однако, в том, что в Англию за годы Второй мировой войны США поставили техники в 3 раза больше, чем в СССР. Конечно, нашей стране, особенно в первые два года, когда были оставлены промышленные районы, а при отступлении потеряно огромное количество техники, поставки союзников очень помогли. Об этом прямо сказал Сталин на торжественном обеде в 1943 году в Тегеране: «Без машин по ленд-лизу мы бы проиграли войну». Это признавал и маршал Жуков.

За годы войны по ленд-лизу СССР получил 18 400 самолетов (12% от произведенного в СССР), 18 500 танков и БТР (16%), 37 000 мотоциклов (130%), 430 000 автомобилей (165%). Последний пункт – пожалуй, самый важный. Автопарк Красной армии почти полностью состоял из американских машин. «Виллис» – штабная, «Форд» – амфибия для водных преград, «Студебеккер» (60% автопоставок) – тягач, который отправил в запас конную тягу и трактора.  Шасси «Студебеккера» использовалось в системе залпового огня «Катюша». Сегодня трудно представить, но «Дженерал моторс» для поставок в СССР построил два завода в Иране.

Ленд-лиз поддерживал промышленность в СССР поставками меди (76% потребностей), алюминия (106%), олова (223%), вагонов (1020%), тушенки (480%). (Федеральное агентство по государственным резервам. «Резервы в годы Великой Отечественной войны»). Половина всей взрывчатки на фронте имела американское происхождение, ведь СССР потерял большинство аграрных районов.

Однако США ленд-лиз тоже был выгоден. Во-первых, он обеспечил качественный скачок и мировое лидерство американской экономики. Во-вторых, и это главное, ленд-лиз после объявления Гитлером войны США 11 декабря 1941 года позволил отсрочить прямое военное столкновение с немецкой армией ценой огромных потерь союзника.

Надо добавить, само сопровождение конвоев по ленд-лизу было опасной операцией. В Арктике люфтваффе и кригсмарине затопили 15% морских караванов союзников. Если бы не охрана советских моряков, эту задачу перед бессменным главкомом Северного флота адмиралом Головко поставил лично Сталин, потерь было бы значительно больше. Отбивая атаку на конвой, погиб первый дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов со знаменитым позывным «Прикрытие взял на себя». Кстати, он летал на американском «Киттихауке». Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин летом 1942-го пересел на «Аэрокобру».

Признаюсь, мне кажется кощунственным вопрос «Могли бы наши деды победить без американской помощи?» Но столь же циничным является раздувание американского вклада в Победу и преуменьшение роли СССР. Наполеон, великий авторитет в военных вопросах, считал, что на войне моральный фактор в три раза важнее материального. Ленд-лиз формировал союзнический дух, моральный фактор, который ответным огнем деморализовал  противника. Угроза фашизма отодвинула на второй план все противоречия. Опыт сотрудничества и умение строить диалог – самый важный урок ленд-лиза

Эпитафией славному союзу стал другой караван. Среди советских судов, которые доставили ракеты на Кубу в период Карибского кризиса в 1962 году, были пять сухогрузов «Либерти», переданных СССР по ленд-лизу.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER