Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Великий пост

Великий пост

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Писатель Александра Маринина рассказала, что давно победила гордыню

Развлечения
Писатель Александра Маринина рассказала, что давно победила гордыню
Александра Маринина закончила свою необычную (и не детективную) трилогию «Горький квест». В книге она отправляет современную молодежь, у которой вдруг обнаружилась ностальгия по советским временам, назад в 70-е / Фото: http://marinina.ru
Опубликована заключительная часть трилогии Александры Марининой «Горький квест».

Возможно, это самый необычный роман автора: на этапе его подготовки Маринина исследовала фокусгруппы людей, родившихся после распада СССР и незнакомых с советским строем (Фокус-группа — метод социологического исследования, группа респондентов, опрашиваемых по определенному кругу вопросов. — «ВМ»). Цель исследования — действия молодых людей  в предлагаемых «советских» обстоятельствах, их погружают в середину 1970-х...

— Вы продолжаете экспериментировать с жанром. После семейной саги «Обратная сила» решили написать роман — исследование социализма, отталкиваясь — внезапно — от Максима Горького. Юбилей главного пролетарского писателя мы отметили в прошлом году, тема, кажется, исчерпана? А тут еще и фокус-группы какие-то...

— Эксперимент заключается в том, что я обратилась к мнениям молодых людей — 20–30 лет, которые никогда не жили при советской власти, и использовала их в романе. Несколько раз ко мне приходили группы молодежи, и я разыгрывала с ними жизненные ситуации, которые могли быть в Советском Союзе. Например, романтические отношения между юношей и девушкой, когда возникает вопрос где встречаться. Дома нельзя: родители, в кафе не попасть — нужно выстоять большую очередь... Молодежь приходила к единственно возможному варианту — гулять по улицам. Но по ходу возникал вопрос: «Вот вы гуляете, гуляете, и возникает необходимость сходить в туалет. Куда идти?» Вопрос вызывает недоумение, когда я уточняю, что общественных туалетов в Москве не было. Разве что на вокзалах, в редких кафе да в ГУМе, но там большие очереди. Я видела растерянность молодежи: «Ужас, это же концлагерь».

Вторая ситуация: роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» и необходимость отвечать на уроке литературы: «Что сделал дурного с девочкой Свидригайлов?» В СССР нельзя было обсуждать такие темы.

— Зачем вы задавали такие провокационные вопросы?

— Молодые люди должны были сразу почувствовать максимальный предел душной атмосферы, в которой жили советские люди, и необходимость играть по правилам системы.

— В последнее время часто вспоминают СССР — когда с ностальгией, а когда и с проклятиями... У меня, например, было счастливое советское детство, и ничего плохого о том времени я сказать не могу...

— Я бы не стала — огульно — говорить, что до начала перестройки все было ужасно. Плюсы и минусы были всегда и у всех. И в романе «Горький квест» я не берусь судить, хорошо или плохо было в Советском Союзе. Нет такой задачи и у героев романа. В основе его сюжета — рукопись, эссе, посвященные творчеству Горького. Эссе были написаны молодым москвичом во второй половине 70-х годов. Автор умер в начале 80-х, и спросить его нет возможности. Задача главного героя — рассказать об авторе эссе в контексте его трудов о Горьком: кто он был такой, почему он интересовался именно Горьким? Для этого ему нужно мышление молодых людей — его ровесников, живущих в той, советской, реальности. Главный герой приглашает молодых людей и предлагает пожить в тех ситуациях, в которых жил автор эссе, — читать те же произведения, в частности Горького, и все это обсуждать. Поэтому на фокус-группах я и задавала такие вопросы.

— А как вы сами относитесь к Горькому?

— Горький был хорошим писателем... до 1910 года. А после — увы. Из его вещей, написанных после революции, можно обсуждать роман «Дело Артамоновых» (задуман задолго до октября 1917-го и окончен в 1925 году. — «ВМ»), но потом Горький приделал к нему так называемый революционный хвост и все испортил. Роман прекрасный, только конец неудачный. В 1931 году он вымучил слабую пьесу «Сомов и другие». Видно, с какой ненавистью к самому себе он это писал.

— Делает новую редакцию пьесы «Васса», вставляя туда революционерку Рашель. Он просто испортил свою замечательную пьесу во второй редакции только для того, чтобы как-то угодить власти.

— То есть советская власть сначала убила Горького как художника, а потом и как человека, если принимать во внимание распространенную версию о причинах его смерти?

— Да он сам себя убил. Власти нужен был первый писатель революции, и выбор был невелик — многие классики эмигрировали . А биография Горького была идеальной для того, чтобы сделать его главным пролетарским писателем. Он пошел на это сознательно, за что получил привилегии, роскошно жил в Италии, в Крыму, в Москве... Скорее всего, в нем что-то оборвалось еще до революции — после 1910 года.

— Как вы воспринимаете фразу Горького, которой нас пичкали в школе: «Рожденный ползать летать не может»?

— Ею руководствовались поколения советских людей. В целом эти слова справедливы. Только их очень обобщают. К примеру, врач окулист не может быть онкологом, а машина не может летать, потому что она не самолет — просто по-другому устроена... Делать из этой фразы вывод о людях первого и второго сорта — глубокая ошибка. Это проявление гордыни.

— Горький страдал гордыней?

— Все люди страдают гордыней. Кроме продвинутых философов и священников. Что касается Горького: он был признан первым писателем страны, при этом жил лучше всех других писателей в бытовом плане. Чтобы эти две составляющие совпали, без гордыни не обойтись.

— Лично вы боретесь с гордыней?

— Мне кажется, я давно ее поборола. В молодости мне казалось, что я умная и знаю больше, чем другие, и знаю, как правильно. Сейчас я не считаю себя лучше других, умнее других, достойнее других. Я — такая же, как все. Категорически против деления людей и продуктов их труда на «лучший», «самый лучший» и в таком духе. Это и есть не что иное, как проявления гордыни.

— Есть же гении, а есть просто талантливые люди, так почему же это деление невозможно?

— Возможно, но отличить — кто гений, а кто — талант — легко. Талантливый человек попадает в мишень, в которую другие попасть не могут. Гений попадает в мишень, которую до него вообще никто не видел.

— Лев Толстой — гений?

— Нет, не думаю. Читая Толстого, я не увидела попадания в мишень, которую никто не видел. Но, возможно, я не права. Гений платит невероятную цену за свою гениальность. Возьму физиков — Эйнштейна и Ландау. Они были гениями, но сколько горя причинили своим близким! Обижали людей, мучили близких...

— Гений Никола Тесла отказался от личной жизни ради науки и никому горя не причинил.

— Этого никто не знает. Наверняка его кто-то любил, а он отказал, не принял эту любовь. Он всех оттолкнул. Да, он сделал свой выбор в пользу науки и не отступил от него. Тесла лишил себя радости любви, радости семьи, радости отцовства и, насколько я знаю, жалел об этом в конце жизни.

— Есть ли у вас хобби?

— В качестве хобби мы с подругой играем дуэтом — она на скрипке, я на фортепиано — исключительно для удовольствия и для поддержания мозгов. Аккомпанирование — это многозадачность. Память нужно тренировать всегда, до самой смерти. В интернете полно упражнений — как тренировать память. Я, например, слушаю аудиокниги с большим количеством персонажей. Нужно быть сосредоточенным, сконцентрированным, помнить все детали.

— От вас исходит много позитивной энергии. Есть ли у вас секрет хорошего настроения?

— Если посмотреть большое количество фотографий известных людей — какими они были в молодости и какими стали в пожилом возрасте, можно проследить, какую внутреннюю жизнь они прожили. Кто-то состарился красиво, а кто-то некрасиво, и многое зависит от их биографии. Если человек добрый, то безобразным он не становится. Могут быть морщины, дряблая кожа, но если человек позитивный, то с ним приятно общаться. Если вы хотите, чтобы вас воспринимали как красивого человека, не завидуйте, не держите зла, не копите обид.

СПРАВКА

Александра Маринина (настоящее имя Марина Анатольевна Алексеева) — подполковник милиции, писатель-прозаик, автор большого количества произведений детективного жанра. Окончила юрфак МГУ и получила распределение в Академию МВД СССР. В1986 году защитила кандидатскую диссертацию. Занималась анализом и прогнозированием преступности, автор более 30 научных трудов на эту тему. Вышла в отставку в 1998 году. С 1999 года романы Марининой начали экранизировать. Самая известная экранизация — сериал «Каменская» (премьера состоялась на НТВ 2 января 2000 года). Замужем за полковником милиции Сергеем Заточным.

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.