Семейное дело. В столице живет династия учителей
Дети редко выбирают профессию родителей. Чаще всего молодежь идет наперекор. Но так бывает не всегда. 5 октября, в День учителя, "Вечерняя Москва" решила познакомить вас с московской династией учителей.
Мама Светлана Николаевна Комлякова выросла в многодетной семье. Семеро детей, пять девочек и два мальчика. Светлана была ненамного младше одной из своих сестер, поэтому, когда пришло время выбирать высшее учебное заведение, то она потянулась за старшенькой и поступила в педагогический институт. С одной только разницей – сестра выбрала математику, а она – русский язык и литературу. Кстати, еще одна сестра - тоже выбрала профессию учителя. Она преподавала физическую культуру.
Папа Евгений Егорович – военный переводчик. Преподавать в школу он пришел после ухода в отставку на службе.
- Вел военное дело у мальчиков и английский язык, которым он владел в совершенстве, - рассказывает одна из сестер Надежда.
Евгений преподавал практически долго, лишь пару лет назад вышел на пенсию.
- В этом году папочки не стало, - еле сдерживая слезы, говорит Надежда.
ТРИ СЕСТРЫ
Самая старшая из дочерей Елена сейчас работает в школе № 1883. Преподает изобразительное искусство.
- Мама была пионервожатой, мне было шесть лет, - вспоминает она. – И она брала меня с собой на работу.
В вожатской комнате Елена играла на музыкальных инструментах и рисовала. Тяга к искусству не осталась незамеченной родителями, и мама часто просила дочку нарисовать стенгазету.
- Мне понравилась школьная среда, - говорит она.
К выбору будущей профессии, признается Елена, ее подтолкнула семья. В итоге, окончив школу, она, не задумываясь, поступила в педагогическое училище, в котором был уклон на рисование и труд.
Любовь к общению с детьми возникла тоже очень рано. Елена была самой старшей из внучек и нянчилась со своими двоюродными братьями и сестрами.
- А потом и родные сестрички родились – опять я нянька, - добавляет она.
Сразу после окончания вуза Елена работала в группе продленного дня. Чтобы дети не сидели без дела, она занималась вместе с ними рисованием, читала сказки. Набравшись опыта, она поняла, что точно определилась с предметом, который хотела бы преподавать.
- Тогда я поступила в Московский заочный педагогический институт по направлению «Худграф», - рассказывает она.
Правда, заканчивала она учебу в институте в Кишиневе, куда переехала вместе с мужем. Но затем все же вернулась в столицу и сразу устроилась работать по специальности.
- Мой предмет – потрясающий, - говорит она. – Когда я пересматриваю рисунки детей, то понимаю, что выбрала правильный путь в жизни.
Средняя сестра Ирина – преподает технологию и труд в школе №1239.
Вечерами маленькая девочка Ира каждый день наблюдала картину: склоненная голова мамы над тетрадями. Одной из любимых игр в детстве у Ирины была школа.
- Я делала сама тетради, писала там задачки, решала их, исправляла ошибки, - вспоминает она.
Пример родителей оказался заразителен и для нее. А поскольку с детства Ирина была творческим человеком, то и предмет она выбрала тоже соответствующий. Вначале вела труд у мальчиков, а с недавних пор еще и у девочек.
- С мальчиками мы делали недавно кукольный театр, - рассказывает она. – А с девочками учимся готовить разные блюда, правильно сервировать стол.
Сама Ирина признается, что профессия родителей повлияла на ее выбор. Но она не видит в этом закономерности.
- Думаю, это связано с воспитанием, с отношениями в семье, - считает она.
А вот младшая сестра Надежда долго сопротивлялась судьбе.
- Я не хотела быть учителем и шла наперекор, - говорит она. – Даже поступила на юридический, успешно закончила.
Но, после юридической академии Надежда стала преподавать в университете, а спустя несколько лет пришла работать в школу №2007 учителем рисования и психологии. Конечно, хотелось бы вести урок обществознания – это ближе к ее специальности, но пока таких вакансий нет.
- Мне интереснее работать с детьми, наблюдать становление юных душ, - говорит младшая сестра. – Хочется помочь им, поделиться опытом.
Все было предопределено, считает Надежда, которая практически с пеленок была погружена в школьную атмосферу. Тетрадки, разговоры, мама даже брала маленькую дочку с собой на уроки. И казалось бы, выбор был очевиден изначально, но Надежда решила пройти этот путь, чтобы понять: профессия педагога ей по душе.
- Я не жалею, что так сложилась моя судьба, - добавляет она. – Наоборот это мне очень помогает.
Детям, говорит Надежда, очень нравится, когда учитель может рассказать им что-то абсолютно из другой области.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Было время, когда мама, папа Евгений и две сестры, Елена и Ирина, работали в одной школе.
- Вот это было замечательное время, - вспоминает Елена. – Мы тогда такие проекты делали!
Были и стенгазеты, и концерты, и выставки. Работа в школе была настоящим семейным делом.
- А вечерами мы собирались на кухне и устраивали педсоветы, - добавляет Елена. – Обсуждали, как прошел день, учеников и коллег, будущие мероприятия, делилась переживаниями и успехами.
Такие семейные вечера Комляковы устраивают и сейчас. Стараются собираться не только по праздникам, но и просто так, без повода. А еще в их семье есть необычная традиция.
- Это пошло от мамы, она увлеклась техникой шитья пэчворк, - рассказывает Ирина. – И так повелось, что на рождение детей мы всей семьей делаем одеяло на выписку из роддома. Эти одеяла – наша семейная реликвия, у каждого свое, но иногда они переходят по наследству.
КСТАТИ
На самом деле в семье Комляковых гораздо больше педагогов. Например, муж и сын Елены – преподают шахматы в школе №2007, в ней же работает младшая из сестер Надежда. Дочка Надежды сейчас учится в педагогическом колледже.