Сопротивление сознания
Первая — это все увеличивающееся сходство человека с его ближайшими родственниками в животном мире приматами (обезьянами). Вторая — изначальная леность человеческого мозга, неизменно обнаруживающего тысячи непреодолимых причин на пути желания человека сделать что-то нужное и полезное. Допустим, задуматься о будущем страны и своем участии в ее судьбе. Это относится и к учебе, и к работе, и к принятию важных жизненных решений. Вообще, к любому действию, выводящему мозг (сознание) из сладкого, комфортного самосозерцания. Неприятную, требующую знаний и воли работу мозг предпочитает заменить мечтательным бездействием, ожиданием неких благоприятных обстоятельств, когда проблемы разрешатся сами собой. Не то чтобы мозг вгоняет человека в ступор, нет, он мягко и незаметно переводит в его режим ожидания, режим отложенной жизни.
Приматы (обезьяны) — социальные животные. Их на первый взгляд необъяснимое поведение, когда они вдруг всем стадом набрасываются на какую-то особь, потом мгновенно забывают про нее, кидаются на пальмы, потом скатываются в траву и неожиданно проникаются почтением к ничем не приметному собрату, единственно отличившемуся тем, что шерсть у него на холке по какой-то причине слиплась и встала дыбом, — это обезьянья социальная сеть в действии. Она подменяет осмысленные и продуманные поступки. Часто происходит так, что спонтанные коллективные порывы, допустим, сменить вожака или место обитания ухудшают качество жизни обезьяньего сообщества. Но обратного движения не происходит, поскольку у обезьян возникает страх уже перед самой необходимостью совершить коллективное действие. Они помнят, что стало хуже.
Три природных инстинкта — хорошо питаться, размножаться и доминировать над себе подобными, по мнению профессора Савельева, определяют сущность человеческой цивилизации от детского сада до дома престарелых. Сюда же можно приплюсовать леность мозга, безволие, компенсируемое пустопорожней суетой внутри реальных и виртуальных социальных сетей.
Каждое входящее в жизнь поколение сталкивается с искушениями плыть по течению, быть как все, то есть ничего не делать, ни к чему не стремиться, жить инстинктами, и леностью сознания.
История России — качели между превосходящими меру терпением и бездействием и конечными разрушительными результатами такого способа существования. Отложенная жизнь неотвратимо материализуется в кошмар настоящего.
Те, кому сегодня нет восемнадцати, через десять — пятнадцать лет будут определять судьбу страны. Однако социологические опросы свидетельствуют, что едва ли ни половина опрошенных молодых людей не хотят жить и работать в России. Это и есть типичные проявления лености сознания и желания жить отложенной жизнью.
Моя молодость пришлась на семидесятые годы прошлого века. Наше общество в то время существовало в режиме терпения, бездействия и тоже верило, что счастье возможно где угодно, только не в родной стране. Результат известен.
Хочется верить, что больше такое не повторится.
Хотя, конечно, каждый решает сам, надо ли побеждать в себе примата и преодолевать сопротивление сознания, склонного мечтать, надеяться и ждать, а не учиться, работать, думать и действовать.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции