Марк Захаров: Театр, выстроенный на лидерстве режиссера, находится в зависимости от него
— Марк Анатольевич, любой юбилей — это повод подвести некоторые итоги. Как считаете, что вам в жизни удалось по большому счету?
— Я горжусь тем, что у меня была замечательная жена, сыгравшая в моей жизни важную роль. Я горжусь тем, что у нас родилась талантливая дочь. Тем, что я сумел создать и развить театр, который теперь известен как «Ленком». В этом театре мною были поставлены несколько запомнившихся спектаклей — «Тиль», «Юнона» и «Авось», «Поминальная молитва», которые получили известность в том числе и за рубежом. В этом театре постепенно образовалась та питательная среда, которая взрастила артистов, обогативших своим талантом отечественное театральное искусство, — Евгений Павлович Леонов, Леонид Сергеевич Броневой, Олег Иванович Янковский, Александр Гаврилович Абдулов. Эти люди обогатили своим дарованием и наш отечественный кинематограф. Потому что в кино артисты обычно используют наработки, которые до этого приобрели на сцене. Наш кинематограф всегда подпитывался русским репертуарным театром: ничего лучшего мы еще не изобрели. И именно русский репертуарный театр мне особенно дорог: я отдал ему жизнь и буду отдавать ему оставшиеся годы.
— Вы в последнее время делаете ставку не только на классику, но и на творчество современных писателей, произведения которых ложатся в основу ваших «сценических фантазий на тему». Говорят, что вы сейчас работаете над спектаклем по произведениям любимого вами Владимира Сорокина.
— Действительно, некоторое время назад Владимир Сорокин прислал мне свою новую работу. Она называется «Белый квадрат». Но наш проект будет «Параллельная реальность». Убежден, что ставка на современных писателей — одна из тенденций сегодняшнего театра. Потому что авторы живут с нами бок о бок, проходят через все невзгоды и радости общего бытия. Последние спектакли «Ленкома» с точки зрения этого сотворчества оказались достаточно плодотворными — это и «Варфоломеевская ночь» по мотивам произведений Венедикта Ерофеева, и «День опричника» — антиутопия по романам того же Владимира Сорокина. Особенно я бы выделил «День опричника», потому что он оказался злободневным, хотя действие, как мы указываем, происходит через столетие после премьеры.
— В одной из своих книг вы мечтаете об ученике, парящем на недосягаемой для «усталых режиссерских мозгов» высоте. Появились ли таковые в вашей жизни?
— Хотя я достаточно продолжительное время и преподавал в ГИТИСе (РАТИ), возникновению кружка молодых режиссеров, члены коего были бы первоклассными постановщиками, я, увы, порадоваться не могу. Как и не могу утверждать, что вложил определенные режиссерские знания кому-то из них. Но ведь и у Александра Сергеевича Пушкина не было кружка литераторов, которых он учил бы писать стихи. Режиссура — мастерство уникальное, для этого занятия нужен талант, и, возможно, еще и помощь ангела-хранителя.
— Чего вы желаете себе сегодня?
— Мне хотелось бы оставаться здоровым еще несколько лет. Театр, выстроенный на лидерстве режиссера, находится в зависимости от него. Поэтому я молю Бога отпустить мне еще несколько лет жизни, где бы я чувствовал себя хорошо.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валентин Гафт, народный артист РСФСР:
Марк Захаров — один из крупнейших режиссеров и выдающийся талант. Он поднял театральное искусство на такую высоту, что вполне можно ввести термин «захаровский театр». Я желаю ему здоровья и сил.
Александр Ширвиндт, народный артист РСФСР, художественный руководитель театра Сатиры:
— Хочу поздравить юбиляра и произнести как тост фразу, которая была очень популярна у нас в молодежной среде и которую Марк сам и придумал: «Глупо было бы расставаться!»
Светлана Немоляева, народная артистка РСФСР:
— Я очень люблю Марка Анатольевича и от всей души поздравляю его с юбилейной датой. Прежде всего, желаю ему крепкого здоровья, чтобы хватило времени поставить все те спектакли, о которых он мечтает.
ЛУЧШИЕ РАБОТЫ
12 стульев
Четырехсерийный телефильм 1976 года, снятый по одноименному роману И. Ильфа и Е.Петрова. В главных ролях: Андрей Миронов и Анатолий Папанов.
Обыкновенное чудо
Двухсерийный телефильм 1978 года. Экранизация пьесы Евгения Шварца. В главных ролях: Олег Янковский, Ирина Купченко, Александр Абдулов, Евгения Симонова, Евгений Леонов, Андрей Миронов.
Тот самый Мюнхгаузен
Двухсерийный телефильм 1979 года, снятый по сценарию Григория Горина. В главной роли — Олег Янковский.
СПРАВКА
Марк Анатольевич Захаров родился 13 октября 1933 года в Москве. Народный артист СССР, режиссер театра и кино, актер, сценарист, педагог, литератор, общественный деятель. С 1973 года — художественный руководитель и главный режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком»). Лауреат Государственных премий СССР и России, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».