Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Град конечной цели

Общество

Жан-Поль Сартр (1905–1980) всю жизнь считал себя некрасивым. Это наложило отпечаток на его философские и литературные труды, политическую и общественную деятельность. Мнимую некрасивость он преодолевал жизнью «не по лжи», поиском гармонии в человеке и мире. Учение Сартра о свободе выбора – дорожная карта к внутренней красоте и ответственности личности перед обществом, преодолению экзистенциального одиночества, неизбежно испытываемого думающим человеком перед лицом жестокого, отвергающего логику и здравый смысл мира.

Сартр – писатель, философ, общественный деятель – один из последних приверженцев в европейской культуре лучших (свобода, равенство, братство) традиций Великой французской революции. Его сознание было последовательно травмировано: Первой мировой войной, унесшей жизни целого поколения молодых европейцев; экономическим кризисом конца двадцатых годов, когда на едва оправившуюся от разрухи Европу обрушились безработица и голод; Второй мировой войной (Сартр ушел в армию добровольцем), мгновенным разгромом Франции, десятимесячным пленом и жизнью в оккупированном Париже.

В двадцатых-тридцатых годах, когда в Европе набирал силу фашизм, многие видные деятели культуры (особенно во Франции) воспринимали СССР как единственную силу, способную противостоять этому злу. Ромен Роллан, Андре Жид, а после войны Альбер Камю и Жан-Поль Сартр если и не видели в СССР пример общественного и государственного устройства, признавали всемирное значение проводимого в нем социального эксперимента, какое-то время искренне верили в последующее (после победы над внешними и внутренними врагами) очеловечивание советской системы.

Разочарование, постигшее Сартра после подавления восстания в Венгрии (1956 год), введения войск в Чехословакию (1968), усугубило его пессимизм, как философа, писателя и «прогрессивного», как тогда писали в советских газетах, «деятеля культуры». Последней каплей стал суд над будущим лауреатом Нобелевской премии поэтом Иосифом Бродским, в защиту которого Сартр написал оставшееся без ответа письмо советским вождям.

Град конечной цели Сартр – писатель, философ, общественный деятель – один из последних приверженцев в европейской культуре лучших (свобода, равенство, братство) традиций Великой французской революции / Кадр из документального фильма из видео с youtube-канала «Студия Афина»

Сартр окончательно отделил советский вариант социализма от того, который существовал в его сознании. «Мы считаем, – писал Сартр в статье «Что такое литература?» – что социализм должен стать не конечной целью, а начальной или, если хотите, последним средством перед конечной целью. А конечной целью должна стать свобода человеческой личности. Этим объясняется необходимость двойного аспекта наших произведений. Они должны быть и отрицающими, и созидающими». Идеальный социализм, когда каждый выбирает свободу, а все вместе счастливы, Сартр определял как «Град конечной цели».

Отрицающее и созидающее понимание свободы личности заставило Сартра отказаться в 1964 году от присужденной ему Нобелевской премии по литературе. Он отрицал свою зависимость от любого государственного или общественного института.

Вклад Сартра в мировую философию весьма значителен. Его трактат «Бытие и ничто» никогда не потеряет своей актуальности. Как и роман «Тошнота», где тема интеллектуального и социального одиночества мыслящего человека тридцатых годов доведена до абсурда. Но самым живым и понятным массовому читателю произведением Сартра остается повесть о детстве «Слова». Одна ее часть называется «Читать», другая – «Писать». В два эти слова умещается вся жизнь упрямо стремившегося добраться до «Града конечной цели» Жана-Поля Сартра.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.