Город

Совсем не роскошь «старина Шульц». Как спецкор «ВМ» велосипед ремонтировал

Главная беда велосипедистов — наплевательское отношение к своему велосипеду
Фото: Cергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"
Главная беда велосипедистов — наплевательское отношение к своему велосипеду
Фото: Cергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

Велосипед в Москве — транспорт достаточно популярный. И в школу можно на нем, в институт, или на работу... Велосипедисты теперь едут с комфортом — есть велодорожки, аккуратные съезды, велопарковки. И как и любому другому транспортному средству, велосипеду требуются обслуживание и ремонт. За этим корреспондент «ВМ» отправился к знакомому мастеру Павлу Сучкову.

Веломастерские в столице располагаются обычно в подвале. Вот и мастерская Павла не исключение. Зато большая экономия на аренде и зарплате для персонала. Нет тут ни длинноногих девушек-секретарей, ни учтиво-бесполезных менеджеров в пиджаках и галстуках. Павел — сам себе и бухгалтер, и секретарь. И кофе он в состоянии сделать себе сам, реанимировав в очередной раз видавший виды кофейный аппарат.

Внутри мастерская возвращает клиента во времена Виктора Цоя, хотя из динамиков звучит мелодичный блюз, преображающий несколько убогий вид мастерской. Тут же — портрет Би Би Кинга с дарственным автографом. Хозяин мастерской — блюзмен и гитарист. Но я здесь не из-за музыки.

— Что чаще ломается в велосипеде? — задаю я приземленный вопрос.

— В этом сезоне все больше ломались рамы. У складных велосипедов, — отвечает мастер. — Кто-то думает, что, купив легкий вел, теперь можно будет запросто скакать на нем по бордюрам и ступенькам. Увы. Складной велосипед совсем не создан для экстрима. Хорошо, если рама только треснет. Хуже, если складная рулевая колонка на ходу станет отваливаться...

Вот и в углу у Павла — велосипедные «трофеи» Фото: Cергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

Я понимаю, о чем речь. Если на эту колонку будет большая нагрузка…

— Сам не раз наблюдал, как седок, весом так под центнер, навесит на руль еще и пакет с арбузом, — говорит Павел. — Как этот его чахлый «Дахон» (одна из самых дорогих марок складных велосипедов. — Прим. «ВМ») не развалится напополам? А запчасти и ремонт выйдут водителю в кругленькую сумму, может, и дороже самого велосипеда!

Получается, что главная беда велосипедистов — наплевательское отношение к своему велосипеду. Вот и в углу у Павла — велосипедные «трофеи»: покореженные рули, разбитые рамы, сплюснутые колеса. На отдельном месте, как рога оленя, висит прибитый дюбелем к бетонной стене согнутый уже в «бараний рог» велосипедный руль. Павел рассказывает, что велосипедист умудрился на спуске зацепить чугунное ограждение моста, а в него на скорости въехал другой велосипедист.

— Хорошо, что все остались живы, зато руль — теперь артефакт, — иронизирует Павел. 

А самый частый гость в мастерской Павла в этом сезоне — самокат. Электрический. И Павел предупреждает:

— Надо быть крайне осторожным с этим средством передвижения. Маленькие колеса с мощным моторчиком могут разгонять электросамокат до серьезных 30 и даже 70 километров в час. Угодив в даже в небольшую ямку, колесо тут же лопнет, ну, а самокатчик полетит лицом в асфальт...

Но вернемся все-таки к велосипеду.

Первый его враг, поясняет мастер, это большая нагрузка. Боится он и ударов, а третью опасность представляет для него вода...

— Никогда не погружайте втулки велосипеда в воду, особенно с песком, — предупреждает Павел. — Обязательно придется вынимать спицы из колеса, а потом заново его «оспицовывать». 

Самая частая поломка у велосипеда — это «восьмерка» на ободах.

— Шины у велосипеда должны быть хорошо накачены, — продолжает мастер-класс Павел Сучков. — Поедете на полуспущенных — будут «восьмерки». Вот если советские велосипеды считались неубиваемыми (у них, чтобы затормозить, нужно было прокрутить педали назад), то современные тормоза — чаще всего ободные. Не будешь за ними следить, тормозные колодки сотрут боковину обода и он лопнет. Колесо развалится. Чтобы этого не случилось, еще на заводе тут пропиливаются специальные канавки... Когда они сотрутся, значит, обод пора менять! 

Интересно, а ремонтируется ли здесь электротранспорт?

— Сейчас на рынке полным полно всевозможных средств передвижения, сделанных в китайских подвалах — из кроватей, заборов, холодильников и еще черт знает из чего... — сердится Павел. — Все эти конструкции очень красиво выглядят, но ездят на них недолго. Металл тут низкого качества, гнется, провода быстро перетираются. Но китайцы устанавливают в них достаточно мощные батареи. Скорость такого транспортного средства — немалая, а вот тормозят они весьма посредственно. И самое ужасное — они могут воспламениться. Чтобы этого не произошло, элементы батарей должны быть надежно сварены, ведь если контакт плохой, соединение начнет перегреваться... Даже при выключенной батарее. Нужно быть предельно внимательным, покупая такое средство!

Большую часть операций по ремонту велосипеда можно сделать, имея при себе лишь складной ключ с шестигранниками Фото: Cергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

Передаю Павлу свой велосипед, который он ласково обозвал «старина Шульц». История болезни и диагноз: пробег — 17 000 километров, сточены пара ободов, лопнувшие две покрышки, дважды я уже заваривал рулевую колонку, а седло потеряло форму (вешу я почти 90 килограммов). К тому же пора менять все тросы.

— Смотрите, Павел, кажется, у меня и передняя покрышка треснула, — указываю я на нарост. Покрышка у меня коричневая, под цвет седла и рулевых ручек.

Мастер, осмотрев колесо, радостно восклицает:

— А это, батенька, не трещина!

Приглядываюсь — действительно, экскремент. Чей именно, сказать не берусь. 

Большую часть операций по ремонту велосипеда можно сделать, имея при себе лишь складной ключ с шестигранниками. Да еще пара ключей потребуется, чтобы снять педали и втулки. Мой «старина Шульц» (на раме красуется написанная латинскими буквами фамилия известного когда-то велосипедиста) — недорогой складной велосипед для города, оснащенный электродвигателем и батареей. К концу сезона он что-то стал туговато ездить.

Павел протягивает мне зубную щетку, которой тщательно прочищаю задние шестеренки. Велосипедисты называют их «звездами. Затем мастер передает мне коробочку с шестеренками и приводом. Надеваю ее на цепь, заливаю внутрь немного уайт-спирита и прогоняю цепь через шестерни и пахучую жидкость. Цепь и «звезды» очищаются. Ловким ударом молотка погнутый переключатель скоростей становится на место. Затем велосипед Павел подвешивает на специальный штатив — так, чтобы оба колеса были на весу. Нужно их выровнять — от ударов перекосило.

Чтобы исправить «восьмерку», по указанию Павла подкручиваю ключом по очереди крепления спиц, смазываю тросы, меняю стертые за сезон задние тормозные колодки... Все, велосипед готов! До встречи в следующем сезоне!

Я обещаю Павлу, что впредь буду со «стариной Шульцем» более деликатным. Хотя сам я в это не очень верю.

Главная беда велосипедистов — наплевательское отношение к своему велосипеду
Фото: Cергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER