Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Мужик Марей в раю

Развлечения

Любимыми писателями Достоевского в детстве были фантаст и мистик Гофман, реалист Бальзак, романтично-сентиментальная Жорж Санд. Эти три ведущих направления в европейской литературе XIX века причудливо сплелись в творчестве Достоевского, сделали его, наряду со Львом Толстым, самым известным и популярным в мире русским писателем. Отныне и до сих пор русские по национальности герои в произведениях иностранных авторов несут на себе (часто карикатурное) отражение классических героев Достоевского, испытывают характерные для них психические комплексы.

Всю свою жизнь великий русский писатель с эпилептической страстью искал истину, пока не нашел ее в Иисусе Христе, в самодержавии, православии, в мужике Марее, отечески прижавшем к себе маленького Федю, когда тот бежал от будто бы преследующего его волка. Если мне математически докажут, что истина не в Христе, писал Достоевский, я останусь с Христом, а не с истиной.

Достоевский познавал свою истину на собраниях тогдашних диссидентов у Петрашевского, в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, у расстрельного столба с мешком на голове, на каторге в Сибири, в солдатчине, в умильно-патриотических стихах во славу власти, в неистовой до умопомрачения игре в рулетку и, наконец, во всероссийской литературной славе, в почти религиозном (после выхода «Преступления и наказания») поклонении образованной русской молодежи. Свою истину он сопрягал с будущим горячо любимой и идеализируемой им России: в «Дневнике писателя» (в лучшие времена до шести тысяч подписчиков); в нелюбимом не только советской властью, что объяснимо, но и тогдашним просвещенным российским обществом романе «Бесы». Писатель практически ни в чем не ошибся: ни в череде ожидавших страну революций, ни в отношении к России других (особенно славянских) стран, ни в неизбежном и глубоком кризисе православия. Все, что он предсказал, мы уже пережили, но главное еще (если доживем) предстоит пережить.

Мужик Марей в раю Федор Достоевский в 1863 году / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

В жизни Достоевского были ослепляющие моменты, память о которых он хранил до самой смерти. Инициация его как писателя восхищенными повестью «Бедные люди» Белинским, Григоровичем и Некрасовым. «Вам правда открыта и возвещена, как художнику, досталась как дар, — заявил молодому неизвестному автору Белинский. — Цените же ваш дар, оставайтесь верны правде и будете великим художником». Речь во время московских Пушкинских торжеств в июне 1880 года, приведшая многочисленную публику в неописуемый восторг. Она, по словам Ивана Аксакова, не только соединила в одном чувстве славянофилов и западников, но и возвысила национального гения Пушкина, а вместе с ним весь русский народ до некоей высшей стадии духовного развития, определенной как «всечеловечность».

Западный мир, к единению с которым на принципах «любви и правды» призывал Достоевский, однако воспринял провозглашенную писателем «всечеловечность» на собственноый лад. Близкой и понятной западному читателю оказалась не высшая (по Христу) любовь и правда, а то, что эту правду Достоевский искал не в здоровом и умиротворенном состоянии человеческой души, но в страдании, борьбе, противоречиях, раздвоении, когда обнаруживаются самые тайные и пугающие изгибы души, то есть в состоянии болезненном, патологическом. Метод поиска правды Достоевским (за исключением самой этой правды) лег в основу многих западных философских школ ХХ века, а также теории психоанализа Фрейда.

Да и в современной России не иссяк интерес к идеям великого писателя. Анатолий Чубайс признался, что ненавидит Достоевского за его правду об униженных и оскорбленных. Сами же униженные и оскорбленные, как недавно выяснилось, не возражают стать мучениками и отправиться в рай, в то время как те, с кем не состоялось «всечеловеческое» родство, сдохнут без покаяния.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.