Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Антон Ищенко: Школьникам предлагают стать юными техниками, изобретателями и учеными

Общество
Антон Ищенко: Школьникам предлагают стать юными техниками, изобретателями и учеными
Председатель Центрального совета Всероссийской организации изобретателей и рационализаторов Антон Ищенко / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»
В России может быть введено звание юного изобретателя. Школьникам, придумавшим интересный проект, выплатят стипендию. Инициатива эта уже обсуждается и входит в состав рекомендаций федеральных министерств для применения ее в регионах. Документ пока готовится к выпуску.

Председатель центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Антон Ищенко заявил, что Москва может стать первой, кто реализует эту идею. «ВМ» выяснила подробности инициативы.

— Антон Анатольевич, расскажите о задумке, кто из школьников может претендовать на звание юного изобретателя?

— Давайте начнем с того, что самое главное — это дать мотивацию для школьников, чтобы они стали заниматься наукой, техникой и изобретательством. Например, в спорте возрождена система ГТО: за хорошие результаты ребенок получает значок. В детской науке пока существуют только предметные олимпиады. Но изобретательство — это возможность мыслить нестандартно, не в рамках строго определенных заданий. Современным детям нужно прививать желание творить, создавать что-то новое. Вот и появилась идея: сделать систему поддержки ребят, введя для них наградные знаки разных степеней. Всего предлагаем три: юный техник, юный изобретатель и юный ученый. 

— Кто будет заниматься оценкой знаний и в каком формате это может происходить? 

— Это действительно непростой и трудоемкий процесс. Мы уже проводили конференции, пробовали давать школьникам написать в рамках их компетенций и знаний детскую научную работу по конкретной тематике, предлагали сделать своими руками какое-либо устройство, прибор и даже транспортное средство или решить местную экологическую проблему. Формат именно конференции позволяет оценить знания, понять, что ребенок сделал за год.

— И номинации для этого придуманы?

— Безусловно. Здоровье, транспортные средства, авиация, судостроение, робототехника, компьютерные программы и другие номинации уже разработаны. Важно отслеживать по каждому из направлений рост компетенций у ребят, проводя тестирования, публичные защиты проектов на разных этапах: от муниципального до федерального. 

Антон Ищенко: Школьникам предлагают стать юными техниками, изобретателями и учеными Центральная площадка XII фестиваля «Наука 0+». На фото Егор Грезнов / Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

— А в чем отличие от той же олимпиады?

— В олимпиаде дети параллельно решают одну и ту же задачу. Изобрести что-то новое за три часа невозможно. Так же, как и нереально создать за это время техническое устройство своими руками; именно поэтому формат олимпиады и неуместен. Поэтому есть идея давать задания на год, когда школьники вместе с руководителем прорабатывают разные идеи, приходят к какому-либо решению и представляют проект.

— Но для этого должна быть мотивация. Дети сейчас хотят понимать, для чего они это делают.

— Да, безусловно. Во-первых, они раскрывают свой потенциал, создают изобретения собственными руками. Во-вторых, предлагается выплачивать  небольшую стипендию для обладателей одного из трех званий юного техника, изобретателя или ученого. В-третьих, это значок. Увидя его, соседи по дому, парте или спортивной секции захотят узнать подробности. А рассказ о том, что за изобретение или проект школьник получает нагрудный значок и деньги на банковскую карточку, заинтересует сверстников заняться научной и изобретательской деятельностью.

— В Москве проще реализовать подобные идеи: в городе построена система детских технопарков, школы предлагают разные кружки и секции, идет работа с вузами. Будет ли проект реализован в первую очередь в столице?

— Москва традиционно является лидером по материальному обеспечению, применяемым технологиям и существующей научной базе. И было бы правильно выстроить систему поддержки школьников именно начиная с Москвы. Опыт затем нужно будет транслировать в регионы, чтобы ребята со всей страны имели возможность участвовать в такой программе, с юных лет заниматься наукой и техникой. Таким образом мы сможем создать очень серьезный задел для будущего экономического роста.

Антон Ищенко: Школьникам предлагают стать юными техниками, изобретателями и учеными Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации - 2018» в технопарке «Сколково» / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

— То есть вы уже смотрите в далекое будущее?

— Это необходимо. Немногие обратили внимание на идеи нынешнего Нобелевского лауреата по экономике Пола Ромера. Он обосновал теорию нового роста, которая заключается в использовании идей своих граждан. Нужно, чтобы общество генерировало идеи, а государство поддерживало их.  Это взаимный процесс, который поможет получить как можно больше запатентованных изобретений и официально зафиксированных результатов интеллектуальной деятельности. В результате те компании, которые нашли удачные способы решения определенных задач и запатентовали их, получают преимущества перед конкурентами. Те в свою очередь пытаются их обойти и ищут новые способы. Так происходит технический прогресс и экономический рост страны. 

— И дети могут его обеспечить?

— В том числе. Представьте армию изобретателей — 10, 50 или 100 тысяч ребят, которые увлечены наукой и знают, что их идеи нужны. Это серьезный задел на будущее.

— Хорошо, а что с теми взрослыми изобретателями и рационализаторами, которые имеют готовые идеи?

— Их мы тоже поддерживаем и идем в этой системе дальше. Раньше на предприятиях существовали так называемые БРИЗы — бюро рационализаторов и изобретателей. Их задачей было внедрение предложений сотрудников заводов, которые предлагали интересные решения по упрощению производственного процесса, оптимизации работы техники и так далее. Всего таких бюро в стране было 118 тысяч. Потом они стали исчезать. Сейчас в стране сформирован запрос на отечественную продукцию и разработки. Мы приняли решение о возвращении традиции работы с рацпредложениями.

— Но это должен быть какой-то новый формат, отличающийся от ранее существовавшего.

— Конечно. Мы создали платформу — национальную информационную систему «Бюро рационализации и изобретательства». Эта электронная площадка позволяет соединить промышленных партнеров и изобретателей всей страны. Таким образом человек может предложить идеи не только для того предприятия, где работает, а транслировать их на всю страну. Заводы могут, в свою очередь, поставить задачу перед всеми рационализаторами решить какой-то технический вопрос на предприятии. Лучшие предложения получат материальную поддержку. 

— А взрослым тоже дадут значок?

— Да, мы разрабатываем нагрудные знаки для изобретателей и рационализаторов. Это тоже станет приятным стимулом для людей смелее предлагать свои идеи.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.