Георгию Исаакяну исполняется 50 лет
За те восемь лет, что Георгий Исаакян возглавляет театр на проспекте Вернадского, который, казалось бы, ориентирован лишь на детскую аудиторию, он стал интересен самому широкому кругу театралов. Сегодня в его афише не только спектакли для ребятни, но и такие прихотливые барочные оперы, как «Игра души и тела», «Любовь убивает», которые можно увидеть и услышать исключительно на его подмостках. Именно эту репертуарную линию редкостей и продолжает постановка «Орфея».
Спектакль разворачивается не в зале, а в ротонде Большого зрительского фойе, куда обычно в антракте радостная ребятня прибегает посмотреть на знаменитую птичью клетку. Но вместе с художником Ксенией Перетрухиной в пространстве с акустикой, похожей на храмовую, режиссер виртуозно переплетает эпохи. И партитура Клаудио Джованни Монтеверди, считающаяся в истории музыки эталоном ранней барочной оперы, становится пугающим зеркалом для нашего недавнего прошлого.
По бытовому антуражу действие постановки, сделанной с элементами инверсивного театра, вроде бы развивается в застойные советские 70-е годы. Но к финалу эмоциональный накал взаимоотношений художника и власти становится настолько мощным, что возникает жуткий образ сталинских репрессий и к горлу подступает горький и острый ком. В этих условиях мифологическая история Орфея, так и не удержавшегося от губительного соблазна оглянуться на Эвридику, приобретает не только романтическую силу. При этом завораживает тонкость и причудливая экзотичность музыкального аутентизма: в спектакле звучат арфы, теорбы, виолы да гамба, клавесин, орган, регаль, сгруппированные возле англичанина Эндрю Лоуренса-Кинга, признанного знатока барокко и удивительного мультиинструменталиста. А музицированием в целом руководит дирижер Валерий Платонов.
Хотя партитура и сокращена, певцам, конечно, Монтеверди крайне сложен для исполнения. Но все они — и солисты, и хор под управлением Веры Давыдовой — очень стараются и очевидную нехватку вокальной оснащенности компенсируют очарованием молодости и феноменальной по искренности чувственной отдачей, будто они реально соприкасаются с гранью между жизнью и смертью.
— Детский музыкальный театр — великолепное «изобретение» Наталии Ильиничны Сац, — рассказывает юбиляр, режиссер, лауреат Государственной премии России Георгий Исаакян. — Ребенок только что пришел в этот мир. Ему надо как-то потихоньку осваиваться в нем. И, наверное, не стоит начинать читать ему книги с «Жизни» Ги де Мопассана, лучше взять пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Для каждого возраста существует как своя литература, так и своя музыка. Другое дело, нельзя идти путем бесконечного упрощения, примитивизации, создания абсолютно одномерного продукта.
Надо постоянно побуждать ребенка познавать лучшее, говорить ему: «Давай-ка мы попробуем с тобой послушать Баха. Думаю, что тебе понравится». Пусть это будет десять минут Баха, Монтеверди, Моцарта или Чайковского, но не только и не исключительно шансон...»
СПРАВКА
Георгий Исаакян 19 лет был худруком Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского, с 2010 года — худрук и главный режиссер Театра имени Н.И. Сац. В 2009 году стал лауреатом Всероссийской премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая режиссерская работа» (опера «Орфей»), худрук мастерской Российской академии театрального искусства.