Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Юрий Поляков: Моя сатира горька, но не ядовита

Общество
Юрий Поляков: Моя сатира горька, но не ядовита
Умение смешивать сатиру с лирикой пришло с пониманием того, что в жизни грустное и смешное, трагическое и гомерическое теснятся рядом / Фото: Официальный сайт Юрия Полякова (http://yuripolyakov.ru/)

Писатель, поэт, драматург, киносценарист, журналист и общественный деятель Юрий Поляков 12 ноября отмечает день рождения. В интервью «ВМ» он рассказал о его новом романе и объяснил, что произошло со страной и с нами за 35 лет после начала распада СССР.

- Юрий Михайлович, у вас уникальный дар сатирика и лирика. Лирика в цене всегда, только лириков миллионы. А сатира - нежеланная, гонимая, но редкая, исключительная и зачастую незабываемая особа. Ваша природа больше лиричная или сатиричная? Когда вы научились смешивать сатиру с лирикой так, как никто и никогда не делал?

- Это пришло с пониманием того, что в жизни грустное и смешное, трагическое и гомерическое теснятся рядом, иногда смешиваясь. Кстати, в юности, будучи поэтом, я сочинял лирику и пародии, потом эти две стихии стали проникать друг в друга. Наиболее характерна в этом смысле моя ироническая эпопея «Гипсовый трубач», издатели ее просто не успевают допечатывать - она тут же исчезает с прилавков…

- Если для лирических произведений нужны новые и личные чувства и эмоции, то для сатирика - неистребимое желание бороться с безобразиями с помощью острого пера. Нередко эта борьба пожирала великих сатириков. Не боитесь, что сами станете жертвой сатиры? Это ведь как с революционерами, которые рано или поздно становились «щепками революции».

- Опасность, вами описанная, подстерегает сатириков, чей дар замешан на презрении к людям, ненависти к стране. Я же люблю и свою страну, и моих соотечественников… Моя сатира горька, но не ядовита. Я не Шендерович.

- Что для вас, рожденного и выросшего в СССР, на первом месте - вера, надежда, любовь?

- Трудно сказать. Да, мы были людьми в своем большинстве не верующими, но верящими и даже доверчивыми, чем и воспользовались в 90-х «реформаторы», организовав первичное накопление в такие сжатые сроки, каких не знала мировая история. Лучше бы они с такой энергией страну модернизировали! Надежда? Конечно, верящий человек всегда надеется. А любовь… К ней, не важно – к Родине, женщине, литературе – мое поколение относилось очень серьезно. Не случайно один из лучших моих романов называется «Любовь в эпоху перемен».

- Интересно, в какое время вы пишете произведения? Недавно была в Доме Чингиза Айтматова и узнала, что писатель садился за рабочий стол в четыре утра.

- Я обычно работаю до обеда. Если, конечно, накануне не злоупотреблял. Для творчества необходима свежая голова.

- Юрий Михайлович, когда вы ощутили первый успех как писателя, не почувствовали ли себя Богом на вершине Олимпа? Насколько признание вообще нужно автору?

- Первый большой успех пришел ко мне после того, как в «Юности», которую редактировал тогда Андрей Дементьев, в разгар застоя, в январе 1985-го, вышла моя повесть «ЧП районного масштаба». Вскоре он был подтвержден повестью о школе «Работа над ошибками», а в 1987-м после семилетнего запрета увидела свет повесть «Сто дней до приказа». Известность пришла невероятная. Все три повести были экранизированы. «Табакерка» открылась спектаклем «Кресло» - инсценировкой «ЧП». Но довольно быстро я понял: чтобы быть властителем дум, надо, во-первых, самому думать, а во-вторых, жить заботами тех людей, для которых пишешь. Как только ты воображаешь себя обитателем Олимпа или Парнаса, то скоро превращаешься в зануду, и тебя без зубовной тоски читать невозможно. Именно по этой причине большинство имен, прогремевших в перестройку, канули в Лету. Мне кажется, я этот урок усвоил. Кстати, сейчас в АСТ вышли два первых тома моего нового, 12-томного собрания сочинений. Там как раз собраны мои первые повести и эссе, посвященные той эпохе.

Юрий Поляков: Моя сатира горька, но не ядовита Владимир Путин и Юрий Поляков. Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени / Фото: Официальный сайт Юрия Полякова (http://yuripolyakov.ru/)

- Сейчас отмечается 100-летний юбилей комсомола. Многие известные люди стыдятся своей причастности к этой организации. А вы не отрекаетесь от нее. Возможна ли альтернатива этому движению? Или наступил век одиночества и одиночек?

- Комсомол – великая организация, имевшая огромное значение для нашей истории XX века. Я горжусь тем, что прошел все ступеньки общественной работы в ВЛКСМ от комсорга класса 348-й московской школы до кандидата в члены ЦК ВЛКСМ. Надо было, по-моему, объявить 29 октября Днем российской молодежи, как и 4-7 ноября - днями, а не Днем народного единства. Вы хотите согласия? Вот оно. Видимо, не очень-то хотят…

- Как вы относитесь к тому, что журналистика перестала быть «четвертой властью»? Кстати, много вы знаете хороших писателей из журналистов?

- У четвертой власти в отличие от трех других есть одно оружие, имеющее несколько названий: честность, правда, объективность. Российская журналистика добровольно продала это оружие в 90-е олигархам и политтехнологам. Теперь она уже никакая не четвертая власть, а блудливая пресс-секретарша на побегушках у других властей. И народ это понимает. Поскольку большинство нынешних писателей-лауреатов пишут в смысле стиля хуже, чем очеркист советской районной газеты, то на вторую половину вашего вопроса отвечать бессмысленно.

- Жестоко, но справедливо. Над чем вы сейчас работаете?

- Только что выпустил в свет в издательстве «Книжный мир» сборник эссе «Желание быть русским». Название говорит за себя. И снова, оказалось, я выразил те чувства, в том числе и обиды, которые обуревают ныне русских людей. Заканчиваю новый роман. Он пока без названия. События происходят в 1983 году. Меня очень интересует эта эпоха, предшествовавшая перестройке и распаду страны. Она почти не освещена в литературе, ее как бы проскочили, а ведь многие сегодняшние проблемы коренятся именно там. Роман выйдет в первой половине будущего года.

- Вы творите в театральном пространстве. Какая главная проблема в этой сфере?

- Да, мои пьесы широко идут по стране, в Москве. Лучшие постановки моих пьес за последнее время - «Особняк на Рублевке» в МХАТе имени Горького, «Золото партии» в студии В. Шиловского, «Халам-Бунду» в Баку, «Чемоданчик» в Театре сатиры. Главная проблема современного театра - недостаток литературы, хороших современных пьес и переизбыток режиссерского самовыражения, ведь многим постановщикам выражать-то нечего, кроме болезненных комплексов и сексуальных аномалий. К классике они относятся, как садисты-извращенцы к телу беззащитной жертвы… Недавно я возглавил Национальную ассоциацию драматургов (НАД). Первое, что мы сделали, провели вместе с «Театральным агентом» всероссийский конкурс «Автора – на сцену!». Нам прислали почти полтысячи пьес. 6 декабря торжественно назовем лучшую десятку и вручим авторам сертификаты на полмиллиона рублей. На эти деньги вполне можно поставить современную пьесу если не в Москве, то в областном театре. Необходимо вернуть литературу на сцену, чем мы и занимаемся…

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.