Учителя наблюдают, как ученики деградируют
Кто бы мог подумать, что школа когда-нибудь станет одним из раздражителей, после разговора о которых хочется помыть рот с мылом? В моем детстве и отрочестве школьные годы были чудесны. И вовсе не потому, что так сказала партия, как могли бы потроллить нынешние свободные тинейджеры. Лишь единицы — самые отъявленные двоечники, откровенные тупари — мечтали поскорее покинуть школьные стены. Потому что некомфортно им было выделяться на общем "крепеньком" фоне бензиновыми пятнами.
Сейчас другая тенденция — очень немногие, даже среди учеников 1–4-х классов — с удовольствием идут на уроки. Заваленные двойками и тройками (и это в начальной школе!), в свои 8–10 лет дети сплошь невротики с заниженной самооценкой. Хаотическая, дерганая, перенасыщенная учебная программа "не верит слезам": кто не успел за один учебный час освоить новую тему, тот опоздал. Это в советской школе задача учителя была научить, сейчас — сообщить учащемуся информацию. Если ты не вундеркинд, садись, два.
Учеба стала каким-то безумным испытанием на прочность нервной системы и терпения не только детей, но и их родителей. С чего-то вдруг система образования сменила исторически сформировавшийся код и взвалила ответственность за качество знаний школьников на их пап и мам. Учителя стали отстраненными лекторами. Отчитав тему, они равнодушно наблюдают, что будет дальше. Прошло то время, когда успех каждого ученика был для педагога собственным успехом, а провал — собственным провалом.
«Мы до двенадцати ночи делали уроки», — такое слышишь сплошь и рядом. Все жалуются, но никто уже не удивляется. Это норма современной жизни. Когда после своей основной работы уставшие мамы и папы, заступают на вторую смену. Они давно забыли правила русского языка, но коряво объясняют сыновьям и дочерям, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак, подглядывая в интернет (потому что учебники сейчас — те еще ребусы). Работающие мамы меня поймут: до позднего вечера в родительских чатах кипит жизнь — "что задали?"," как вы решили пример?", "а его точно надо так решать?". Хорошо постараются родители — получит дите пятерку, поленятся, не осилив дополнительные часы вынужденной подработки — будет в троечниках прозябать. А классный руководитель при случае не упустит возможности носом ткнуть — подтяните с ребенком математику, ваша дочь не умеет применять правила на практике, просьба отработать с сыном скорость чтения. У меня нескромный вопрос: мне что, больше делать нечего?
Система "учитель в стороне" уже дает плоды. Недавно Федеральная комиссия разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ как новшество проанонсировала введение с этого года обязательного собеседования для учеников 9-х классов. Оно станет допуском до госэкзаменов. Это звучит как нонсенс, но по словам руководителя комиссии Ирины Цыбулько, проверяться на собеседовании будут навыки спонтанной речи девятиклассников, умение правильно ставить ударение в словах и произносить числительные. Я не шучу. Ученик должен будет прочитать текст, пересказать и ответить на вопросы по нему. Уже само по себе появление такого собеседования для умственно отсталых демонстрирует снижение уровня знаний школьников и требований к ним. Плохо родители учат своих детей. Слишком много работают.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции