В Москве представили премьеру оперы «Фрау Шиндлера»
Четверть века назад фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера», поведавший историю немецкого бизнесмена Оскара Шиндлера, спасшего более тысячи человек из польских концлагерей, просто потряс мир. И вот родилась музыкальная «модуляция» этого сюжета. Но опера «Фрау Шиндлер» посвящена судьбе Эмилии, жены Оскара Шиндлера. Это дебютная опера американца. Для постановки в Москве была специально сделана ее камерная версия и русский вариант либретто, который написал автор этого спектакля — режиссер Владимир Алеников, известный такими популярными киноработами, как «Приключения Петрова и Васечкина», «Жил был настройщик», но к оперному театру обратившийся впервые. С год назад Владимир Алеников услышал представленную в Германии «Фрау Шиндлер» своего приятеля Томаса Морса и решил «экспортировать» ее в Россию.
Томас Морс рассказывает, что 10 лет занимался исследованием темы и три года был практически затворником, работая над партитурой. «Это огромная ответственность, — говорит Морс. — Я каждый день спрашивал себя, имею ли я право касаться столь серьезной темы? История Эмилии Шиндлер скорее психологическая, чем историческая, и это дает нам возможность лучше понять людей того времени, почувствовать, как они воспринимали страшный ход окружающих их вещей».
Наши академические театры редко обращаются к современным оперным партитурам, а уж претендующим на разговор на важную и трагическую тему — почти никогда. Но американский композитор Морс написал заурядную музыку, которая никак не может претендовать на нечто большее, чем лишь фоновое «закадровое» звучание. «Картинка» спектакля прямолинейна и иллюстративна, а герои в бытовых подробностях рассказывают в речитативах о своих взаимоотношениях. Все выходит одновременно конъюнктурно и карикатурно. Зачем-то с упорством, достойным куда лучшего применения, Морс сосредотачивается на теме патологической неверности супруге Оскара Шиндлера. Если это и так, то выглядит подобное повествование откровенной спекуляцией с плакатным феминистском натиском.
Все становится понятно с самой первой сцены, когда люди в нацистской форме с автоматами протискиваются сквозь зрительские ряды, поднимают с места подсаженного артиста, который вроде как пытается предъявить им билет на спектакль, но его жестко выталкивают на сцену и тут же «расстреливают». Два действия, по часу каждое, также «развлекают» публику вульгарностью, переходящей в пошлость.
Хотя в музыкальную ткань оперы даже вплетена цитата из «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера, из этой, казалось бы, знаковой цитаты ничего не рождается. При этом абсолютно героические оркестр (дирижер Тимур Зангиев) и все солисты (в первую очередь Наталья Зимина — Эмилия и Дмитрий Кондратков — Оскар) стараются изо всех сил придать хоть минимальную оперную видимость всему происходящему на сцене. А быть может, уже совсем скоро мир все же узнает о новом шедевре...