Новая власть МХАТа обещает не устраивать перевороты
В то же время Татьяна Доронина, которая более 30 лет занимала этот пост, приняла предложение стать президентом театра. Она готова помогать новой команде не сходить с курса, который она взяла в 1987 году, покинув историческое здание Московского художественного театра в Камергерском переулке вместе со своими коллегами.
Эдуард Бояков, его первый помощник режиссер и актер Сергей Пускепалис и заведующий литературной частью писатель Захар Прилепин не намерены устраивать революции и перевороты в доме, созданном Станиславским, НемировичемДанченко и Татьяной Дорониной.
Об этом «ВМ» заявил заместитель художественного руководителя Сергей Пускепалис: — Мы очень бережно будем относиться к наследию Татьяны Васильевны Дорониной. Понимаем, что пережил театр за эти 30 лет в «свободном плавании», отстаивая свои принципы. Не берусь судить — права ли была Татьяна Васильевна, разделив Московский Художественный на два театра. Возможно, с экономической точки зрения раздел МХАТа не был правильным решением, но он выполнил свою миссию, сохранив традиции старого Московского Художественного театра, — отметил Пускепалис. — Наше назначение, по мнению министра культуры России, должно стать свежим ветром, новым импульсом для МХАТа, но ни в коем случае не разрушением.
Интересно, что Татьяна Доронина впустила «трех богатырей» в свой театр. Известно, что она берегла МХАТ как зеницу ока, относясь к новичкам даже с некоторой тревогой.
— У Татьяны Васильевны есть некая настороженность к приходу новых людей, но я повторяю, что мы с огромным уважением относимся к ее деятельности и сделаем все, чтобы театр пользовался популярностью у зрителей, и даже речи не идет о том, чтобы убрать из репертуара спектакли Татьяны Дорониной.
Татьяна Васильевна — великая русская актриса, и мы будем ставить новые спектакли, в которых она сыграет главные роли, — объяснил Пускепалис.
Пускепалис рассказал «ВМ» о том, что сам он будет ставить во МХАТе: — В настоящее время я репетирую спектакль в театре Олега Табакова — по произведению Лескова. Но уже весной поставлю современную пьесу во МХАТе имени Горького.
Заведующим литературной частью Эдуард Бояков сразу назначил писателя Захара Прилепина. Прилепин знает основное направление театральной жизни: — У МХАТа имени М. Горького много хорошего, что нужно взять на вооружение новой команде. В первую очередь — это верность традициям Станиславского и НемировичаДанченко.
Что касается художественного руководителя МХАТа имени Горького Эдуарда Боякова, то по своим взглядам и убеждениям он близок к ценностям горьковского МХАТа. И главное здесь — это отношение к театру не как к развлечению, а как к образованию, просвещению.
Несмотря на то что «злые языки» говорят, будто бы Бояков потерял чутье самого креативного и эффективного театрального продюсера из-за глубокого погружения в христианские ценности, коллеги и актеры в него верят: — Эдуард Бояков — настоящий профессионал, — в один голос говорят театральные деятели Москвы. Между прочим, речи об объединении МХАТа имени Горького с МХТ имени Чехова не идет.
— А зачем? — переспросил Пускепалис. — Разве это плохо, что в Москве два театра, которые сохраняют и развивают традиции Станиславского и Немировича-Данченко? Тем более что у каждого театра — своя публика.
Руководитель МХТ Сергей Женовач сказал «ВМ», что «рад сотрудничать с МХАТом имени Горького». Эдуард Бояков обещает сделать театр более открытым для прессы и общественности.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Кирилл Крок, директор Академического театра имени Евгения Вахтангова:
— Это мудро и правильно, что великая русская актриса Татьяна Доронина стала президентом, председателем художественного совета Театра имени Горького. Обновление, свежая кровь необходимы. Возможно, это решение надо было принимать раньше. Я против того, чтобы театр превратился в болото, в склеп. Он должен быть разным, и за судьбу МХАТа при новом руководстве беспокоиться не надо.
СПРАВКА
МХАТ имени М. Горького располагается по адресу: Тверской бульвар, 22, в здании, построенном в 1973 году по проекту архитектора Владимира Кубасова по инициативе министра культуры Екатерины Фурцевой для обеспечения сценическим пространством многочисленной труппы театра.