Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Кричащий» юбилей: со дня рождения Эдварда Мунка исполняется 155 лет

Общество
«Кричащий» юбилей: со дня рождения Эдварда Мунка исполняется 155 лет
Эдвард Мунк в 1912 году / Фото: Wikipedia / Общественное достояние
Художник Эдвард Мунк, 155 лет со дня рождения которого исполняется 12 декабря, написал одну из самых удивительных картин XIX века: «Крик» остается загадкой для исследователей и поклонников его творчества. Весной 2019 года картина приедет в Москву.

Кристиан Мунк работал много, но денег все равно не хватало — ну сколько получает военный врач? Измучили его семью и постоянные переезды. Но жена, Лаура Катрина, не роптала, заботясь о детях, для каждого находя ласковое слово. Их уже пятеро! Юханна София, Эдвард, Ингер, Лаура, Андреам. «Бог любит нашу семью», — говорил Кристиан. Ведь дети — богатство.

Дети были хорошенькими, а самым хорошеньким был Эдвард. Только уж больно он серьезен для четырех лет.

Такой бутуз. Как-то Лаура поделилась с мужем мыслями, которые ее преследовали с самого рождения Эда. «Знаешь, Кристиан, он будет либо занудой, либо великим…» Не договорив, Лаура вдруг закашлялась.

Капелька крови на белом платке повергла Кристиана в шок… Только теперь ему бросилась в глаза бледность жены. «Какой прозрачной стала твоя кожа!» — целовал он в смятении ее руки. Но ни лекарства, ни молитвы уже помочь не могли. Она сгорала, как свеча. Лауры не стало, когда Эдварду было пять.

Мама ушла, и это было так страшно и мучительно, что Эдвард плохо спал и часто плакал. Впрочем, дело было не только в смерти Лауры.

Тетя Карен, сестра мамы, взявшая на себя хлопоты о детях, была хорошей, но слишком набожной. И папа, добрый и чудесный, после смерти Лауры стал агрессивно богобоязненным.

Детей пугали расплатой за грехи, и, засыпая, Эдвард видел геенну огненную, корчащихся в муках грешников и дьявола — страшного, с горящими глазами-угольями и диким смехом, от которого в печах сильнее раздувалось пламя и все освещалось красным. Мальчик вздрагивал, остатки сна слетали с него, и он часами сидел в углу кровати, стуча зубами от страха. Успокоить его могла только старшая сестра — Софи. Но вскоре она начала покашливать. Отец, вмиг постаревший, тихо сообщил тете Карен — туберкулез. А Эдвард слышал.

И видел, как уходила его любимая сестра, а отец ходил по комнате и истово молился вслух. А когда все закончилось, Эдвард плакал от тоски и страшного одиночества, одновременно приходя к выводу, что любой человек на него обречен.

Набрасывая портрет Софи, Эдвард почувствовал легкое шевеление за спиной — так шуршала юбка тети Карен.

— Ты молодец, Эд, — произнесла она изумленно. — Как ловко. Надо тебе учиться! О том, что Эд хорошо рисует, первой сказала родным Софи. Она увидела, как брат набросал угольком на плоском белом камне у дома некий пейзаж и настояла на покупке карандашей и бумаги. Эдвард был готов рисовать сутками! Только иногда ему виделось нечто странное — какой-то длинный мост, под ним — то ли река, то ли море, над всем этим — горящее малиново-алым огнем небо, а посреди моста — то ли он сам, то ли кто-то иной, издалека не разглядеть, но кто-то потерявшийся, не понимающий, куда идти. Эдвард мотал головой — картинка исчезала.

Отец был против такой глупости, как «художество». У мальчика явная склонность к наукам — он блестяще справляется с физикой и математикой. Это обеспечит ему надежное будущее, ведь пока в мире есть деньги, всегда будет нужда в том, кто умеет их считать! Но отправленный в технический колледж Эдвард Мунк спустя год сбежал оттуда и все же отправился учиться «художествам». Отец заламывал руки и обращался к Богу с просьбой вразумить сына, но все было бесполезно: во всевышнего Эдвард больше не верил, не мог простить ему смерти мамы и Софи, а потом еще и безумия младшей сестры Лауры. Впрочем, родня и друзья семьи юношу в его «бунте» поддержали: он рисовал странно, не так, как все, и еще недостаточно умело, но явно имел шансы стать ярким живописцем.

«Кричащий» юбилей: со дня рождения Эдварда Мунка исполняется 155 лет Один из вариантов картины «Крик», созданный Эдвардом Мунком, написанный в 1893 году / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Кристиан Крог, знаменитый художник-натуралист, перезнакомил обаятельного Эдварда с богемой. Неплохо воспитанный Мунк нравился. Лишь иногда он странно бледнел и замыкался в себе. Близкие знали — это случается, когда его преследует странное видение…

Фриц Таулов, друг Крога, умудрился выбить Эдварду стипендию. В принципе он благоволил к юноше: симпатичный, самобытный. Ему, начинающему реалисту, автору «Девушки, разжигающей огонь в печи», неплохо было бы прокатиться во Францию, покрутить там носом, посмотреть, чем живет и дышит «французский художественный мир»... Заодно это немного утихомирит ситуацию — говорят, эта вертихвостка, жена его брата, Милли Таулов, вступила с Эдом в связь? Не доказано, конечно. Но парень явно расправил плечи! В Париж, в Париж, к парижанкам! Между тем Эдвард и правда расцветал. Милли он не рисовал, но под ее физическим ли, платоническим ли влиянием начал писать ярче. И хотя большинство критиков не восприняли картину «Больная девочка», в которую Мунк вложил всю свою любовь к умершей Софи, Эдвард не собирался сдаваться и переставать искать себя.

Критика, конечно, выбила его из колеи на несколько месяцев, но он «выходил» свою обиду и боль в местечке Осгордстранд, а затем отправился в Париж — на знаменитую выставку 1889 года. Франция понравится ему, и он примет решение возвращаться сюда как можно чаще...

В Париже Мунк перезнакомился со всеми музеями и художниками, побывал на всех выставках. И он хорошо помнил день, когда впервые увидел перуанскую мумию — великолепно сохранившуюся, бывшую когда-то человеком сухую рыбину. Мумия молчала, но казалось, что из ее разъятого рта вот-вот вырвется вопль отчаяния, надежды, неистовства... Завороженный Эдвард смотрел на мумию часами, ему казалось, что и глазницы мумии следят за ним, и он боялся услышать леденящий душу шепот: «Э-э-эд Му-у-унк... Подойди ко мне-е-е, ко мне-е-е...» Но мумия молчала. Мунк попрощался с реализмом и признался ей в этом первой. Тихо-тихо.

Проклятый мост грезился ему все чаще, небо над ним становилось все грознее, а фигурка на мосту — все более странной. А еще она приближалась... Он поехал в Ниццу, где сам воздух, казалось, избавлял его от головных болей.

К этому моменту в его папке собралось уже несколько набросков видения. Фигурка на мосту требовала, чтобы он зарисовывал ее, снова и снова, только все время выходило не то...

А может, он что-то видел на самом деле? Например, некий журналист из «Бостон Глоуб» увидел как-то во сне устрашающее извержение вулкана. Заметку об этом напечатали. И оказалось, что он точно описал то, что происходило с вулканом Кракатау, только раньше, чем об этом кошмаре стало известно! И не из-за извержения ли Кракатау в 1883 году так кроваво окрасилось небо? В январе 1892 года Мунк напишет в дневнике о том, что послужило ему источником вдохновения: «Я шел по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

В эти годы Мунк бесконечно носился между Берлином, Парижем и родными местами. К 1893 году у него сформировалась идея фриза — серии картин на темы любви и смерти. Он начал писать «Крик». Тот, на Мосту, победил.

…Известие об инсульте и смерти отца он получил еще в свой первый приезд в Париж. Письмо долго блуждало где-то, Мунк опоздал на прощание и похороны. Эдварду было больно. Теперь, когда отец ушел, стало болезненно не хватать разговоров и споров с ним. Да, они ссорились, но отец...

Он слушал его! В ночь, когда он переживал страшное известие, Мунк вывел в дневнике: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…» Так и началось его перерождение из реалиста в экспрессиониста — того, кто может быть несовершенен в технике, но пробуждает эмоции. Иногда Мунку казалось, будто он сам вступил на тот мост. И под его ногами натужно плачут деревянные доски...

«Кричащий» юбилей: со дня рождения Эдварда Мунка исполняется 155 лет Один из вариантов картины «Крик», созданный Эдвардом Мунком, написанный в 1893 году / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

С 1893 года по 1910-й он написал четыре «Крика» — очень разных. На небольшой выставке «Любовь» в Берлине «Крик» висел в сторонке, но все равно спровоцировал массовые волнения и даже истерику. Что это?! Святая Дева, кто этот урод? Автора нужно изолировать от общества! Он сумасшедший! Нормальный человек такое и не нарисует! Но были и те, кто смотрел на полотно с восхищением. Кожей ощущая, как одинок человек и как нечуток он к крику природы и мира.

А уродец на картине лишь крепче сжимал виски, заходясь в немом крике. Его голова-груша трещала от этого воя, никем более не слышимого, страшный крик природы проваливался в кривое тельце, исторгая их него другой крик — не менее страшный и снова никем не слышимый. Он будет завораживать мир спустя много лет после смерти своего создателя.

В конце 1890-х Мунк неожиданно обрел музу. Ею стала невеста его друга, писателя Станислава Пшибышевского, Дагни Юль. Дагни — светскую львицу, писательницу и музыкантшу — писали многие, она была путеводной звездой для поэтов и музыкантов того времени.

Жертвой ее обаяния на время стал и Мунк. Она была легкой в отношениях и иногда дарила ему быструю, почти невесомую любовь, запретной сладостью которой Мунк жил месяцами. Но в 1898 году в его жизнь пришла настоящая страсть.

...Матильда (Тулла) Ларсен была молода, богата, хороша собой. Мунк, потерявший голову, был счастлив с ней, как никогда и ни с кем. Но через несколько лет после начала романа его чувства к Тулле стали остывать, Тулла же продолжала гореть страстью. Почувствовав, что Эд уже не тот, она занялась суицидальным шантажом. Отношение к смерти у Эдварда было особенным.

Он умолял Туллу ничего с собой не делать, отношения возобновлялись, потом они расходились вновь и шантаж усиливался. А потом гораздая на выдумки Тулла решила сыграть ва-банк. Друзья Мунка ей подыграли, инсценировав ее смерть.

Художник страшно переживал, что стал причиной гибели бывшей возлюбленной. На пике переживаний обман раскрылся, и Мунк воспринял эту историю как предательство. Он надломился, обмана простить не смог, и ровно с этого момента в нем стала развиваться болезненная подозрительность, какие-то сверхопасения, связанные с любыми отношениями. Разбирались в его состоянии в специальной клинике для душевнобольных. Он вышел оттуда более спокойным и с новой манерой рисования.

Теперь, уединившись на вилле, он начал писать жестче, грубыми мазками. Под 70 лет Мунку стало нехорошо — произошло кровоизлияние в глаз; выжить он выжил, но художником быть практически перестал...

А потом началась Вторая мировая, и оккупировавшие Норвегию немцы поначалу активно тащили Мунка под свои знамена, называя его «чисто нордическим» художником, но потом причислили его к числу людей, представляющих «дегенеративное искусство».

Мунку было все равно, но последние годы он прожил в страхе перед арестом и конфискацией картин. Через месяц после того как ему «стукнуло» 80, Эдвард Мунк скончался. Существо на мосту больше не кричало. Оно закрыло глаза руками и затихло — навсегда.

КСТАТИ

Полотно «Крик» некоторые люди называют проклятым и в доказательство приводят массу фактов. Так, каждый раз, когда полотно падало, начинались огромные проблемы у тех, кто в этом был виновен. Адом сотрудника, коснувшегося картины, вскоре без каких-либо причин сгорел на пожаре. А кто-то после подобной «провинности» попал в аварию и потерял «те самые пальцы».  

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.