Почему плохие учителя лучше хороших
Причем в дело пришлось вмешаться лично детскому омбудсмену РФ Анне Кузнецовой. История, на самом деле, показательная, потому что заставляет задуматься, какого учителя сегодня считать хорошим и какого плохим?
Хороший учитель в московской школе, за которого держится администрация, — это сильный предметник. Тот, чьи ученики активно участвуют в олимпиадах, побеждают в них и хорошо сдают ЕГЭ. Дело в том, что все эти активности автоматически повышают рейтинг школы. А чем выше рейтинг, тем больше финансирование. И это, пожалуй, правильно. А педагог плохой, — это траблмейкер, создатель проблем, на которого учителя или ученики жалуются. И не важно, кто прав, учитель или оппоненты. Никому из начальства не хочется в суть конфликтов вникать — других дел в школе хватает. Проблема в том, что траблмейкер может искренне любить свою работу, по-настоящему болеть за детей, вытаскивать их на какие-то спектакли, в музеи, походы, но… Он все равно не очень нужен. Дело в том, что такая опция школы, как «воспитание», из учебных и внеклассных мероприятий исключена.
В СССР, напомню, главной целью школы было «формирование советского человека». Отсюда октябрята, пионеры, дружина, штат вожатых. В российской действительности функция воспитания государством целиком переложена на родителей. Оно вроде бы и правильно. Еще не хватало, чтобы какая-то случайная тетка моих детей жизни учила, исходя из своих заскорузлых о ней представлений. С другой стороны, давайте признаем, заниматься воспитанием детей большинству московских родителей просто физически некогда. Они постоянно на работе! А в выходные отсыпаются и ездят в гипермаркеты за продуктами. Институт дедушек-бабушек в Москве тоже сильно пошатнулся, потому что старшее поколение тоже вовсю трудится! В итоге воспитанием детей занимаются телевизор и интернет. Вот и получается, что один приходит в школу с карабином и расстреливает учителя географии, другой берет с собой нож и норовит покончить жизнь самоубийством. Почему все это происходит? А потому что дети сами по себе. Никто им люфт в мозгах не убирает. Никто не создает идеалов и не указывает в жизни дорогу. Никто даже не интересуется, что у них на душе.
Что делать? Мне кажется, имеет смысл изменить весь подход к школе, вернув ей воспитательную функцию. Но не в духе пионерских дружин и чтения вслух Достоевского. К современным детям, которые часто умнее своих учителей, нужен какой-то другой подход. Какой? Давайте думать.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции