Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

А теперь горбатый: Запорожец не был первой массовой малолитражкой в СССР

Общество
А теперь горбатый: Запорожец не был первой массовой малолитражкой в СССР
Антон Жучков с одним из восстановленных ЗАЗ-965. Он вернул к жизни уже 15 «Запоров», но честно признается, что по городу на них ездить очень трудно / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»
Но для многих стал первой машиной, с которой началось их увлечение автомобилями. Удивительно, но даже в XXI веке эта нескладная машина имеет поклонников.

В конце ноября 1960 года на «Запорожском автомобильном заводе» собрали первую партию серийных малолитражек ЗАЗ-965, а в декабре они поступили в продажу. В народе машина получила сразу несколько кличек: «Мыльница», «Горбатый» и «Запор».

«Запорожец» не был точной копией ни одной зарубежной машины, но был создан по мотивам самых популярных автомобилей второй половины ХХ века — немецкого «Фольксвагена-Кафер» (тот самый «Жук») и итальянского «Фиата-600».

Вот на «Фиат» советский горбатенький больше всего и похож — однако ни одна деталь у них не взаимозаменяема. Потому что это не копия.

За почти десять лет производства этих небольших автомобильчиков, на ЗАЗе выпустили более 300 тысяч «Запорожцев». Теоретически советский человек мог накопить 1800 рублей и стать автовладельцем.

«Запорожец» стал персонажем многочисленных анекдотов — и в народе укоренилось несколько мифов о нем. Тесный, ненадежный, примитивный — можно прочитать в интернете. Так ли это на самом деле, корреспондент «Вечерки» отправился узнать у человека, посвятившего свою жизнь только одной машине — ЗАЗ965 — московскому автомастеру Антону Жучкову.

— Для тех лет — отличный автомобиль! — уверенно заявил Антон.

Но сначала показал, как устроен легендарный «Запорожец». Мотор у «Запора» — воздушного охлаждения и установлен в задней части, а спереди, под капотом, размещен бензобак, крошечная емкость для омывателя стекол, запасное колесо, и еще остается немного места для багажа — влезет несколько банок. Второй багажник — в салоне, это небольшая «нычка» за задним сиденьем — также с деревянным днищем. В нее влезает два чемоданчика «ручной клади» — при этом спинка сиденья откидывается, и «нычка» становится еще больше. На передней панели есть даже бардачок — узкая полочка, ничем не прикрытая, куда можно положить разве что несколько газет. Потрясают и двери — они открываются против хода движения, обеспечивая довольно просторный проем.

Поскольку их всего две, то задним пассажирам приходится пробираться между откинутым передним сиденьем и средней стойкой — и проем этот нельзя назвать особо широким. Но четыре человека в «Запорожце» все-таки размещались и относительно вольготно.

Примитивным его тоже назвать нельзя — это полноценный автомобиль вполне современной конструкции для тех лет.

— Я восстановил уже 15 штук 965-х! — гордо говорит Антон Жучков.

Первую машину он спас от сдачи на металлолом: — Один дедушка поставил свой «Запорожец» на складе, где была фирма моего отца. Да и забросил его — на крышу ему навалили мусора, разбили лобовое стекло, вытащили фары, машина ржавела. Мне было больно это видеть, и я связался с дедушкой и купил машину, чтобы восстановить ее.

И мне это понравилось! Оказалось, из-за своих размеров и технических особенностей вернуть «Запор» к жизни вполне по силам одному человеку — настолько он прост и надежен! — Двигатель «Горбатого» нуждался в ремонте каждые 30–50 тысяч километров, — продолжает Антон. — Но его конструировали в расчете на длительную эксплуатацию. Большинство агрегатов «Горбатого» можно разобрать, заменить копеечную сломавшуюся деталь, снова собрать — и он будет работать дальше! Даже проходимость у него великолепная! Клиренс — 175 мм! При этом машина очень легкая — 660 килограммов, и ее очень легко вытолкнуть из любой канавы.

Конструкторы пытались сделать так, чтобы ремонт был удобным, а детали — взаимозаменяемыми. Например, лобовое и заднее стекла у 965-го — одинаковые, передние и задние бамперы тоже ничем не отличаются.

— Для меня важен сам процесс восстановления машины, — говорит Антон. — Я стараюсь находить только оригинальные детали.

Самые дорогие запчасти на 965-й — это хромированные бамперы. Цена доходит до 20 тысяч. А все остальное совсем недорогое.

На восстановление машины у Антона уходит год-два, потому что занимается он этим только в свободное от работы время. «Одну из моих машин купил известный бизнесмен. Я с ним иногда встречаюсь. Он принципиально приезжает на нем на заключение сделок.

«Представляешь, кругом все на «Гелендвагенах», и тут я на своем голубом «Запорожце» — ни у кого такого нет! — делится радостью он. Но мне очень не нравится, когда наши советские машины портят. Как говорят в народе, околхоживают.

Красят в цвета металлик, устанавливают страшные литые диски, сиденья от БМВ... К машине надо иметь уважение! Это же наша история, и никто, кроме нас, ее не сохранит! — возмущается Антон. — Конечно, на «Запорожце» сейчас очень трудно двигаться в потоке — его максимальная скорость едва достигает 80 км в час — но и до такой скорости его разгонять жалко. Он для неторопливой автопрогулки где-нибудь за городом летом или поездки на пляж, например.

Сам Антон на машине не ездит, а на работу и обратно добирается на общественном транспорте. — Сейчас, когда ввели выделенные полосы, на автобусе ехать быстрее и комфортнее, чем стоять в пробке на машине, — смеется он.

КСТАТИ

История ЗАЗ восходит к 1863 году, когда голландец Абрахам Кооп создал завод по производству сельхозтехники. В советское время завод выпускал машины миллионными партиями. В настоящее время практически полностью переключился на комплектующие.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.